Воздушная реанимация. Московскому авиационному центру — 15 лет

Для того чтобы собраться и подняться в воздух, у бригады 10 минут. © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Десанты на высотки

История Московского авиа­ционного центра, созданного правительством Москвы в 2003 г., начиналась с одной винтокрылой машины. Сегодня в его парке 10 многофункциональных вертолётов, из которых 5 санитарных, 4 п­ожарных и 1 для мониторинга.

   
   

«В отличие от авиакомпаний мы не знаем, когда и куда нужно будет лететь, – говорит директор центра Кирилл Святенко. – Поэтому держим экипажи, вертолёты да и всю систему экстренного реагирования в постоянной готовности».

«Подразделение совершенствуется, учитывая все последние технологии, которые существуют в мировой практике, – рассказывает зам­руководителя Департамента по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Москвы Андрей Иванов. – Кроме того, разработаны собственные методики по спасательным операциям в условиях м­егаполиса».

В следующем году, по его словам, авиацентр получит новый вертолёт Ка-32А11ВС и на дежурство выйдет ещё одно спасательное подразделение. Помимо тушения пожаров и транспортировки пострадавших с этого вертолёта можно будет десантировать спасателей на высотные здания без посадки, а также перемещать серьёзные грузы – например, оборудование для электростанций.

Полёты в условиях такого сложного мегаполиса, как Москва, – работа поистине филигранная, требующая от пилотов максимального внимания и высочайшего профессионализма. И не только потому что приходится лавировать среди высотных домов и высоковольтных линий, учитывая при этом воздушные потоки и особенности погоды, но и потому что спасательные вертолёты не единст­венные воздушные суда над городом.

Лётный состав проходит серьёзную подготовку, да и б­ерут в центр самых опытных пилотов. Некоторые особенности своей работы они у­знавали только на практике. Зато теперь, по прошествии 15 лет, разработаны автор­ские методики.

«Юбилейный год стал знаковым для всех сотрудников авиа­центра, – говорит А. Иванов. – Экипажи принимали участие в обеспечении безопасности чемпионата мира по футболу. Именно в это время начались ночные дежурства».    
   

Ночные полёты

Полёты ночью – повышенная сложность. Но сегодня уже круглосуточное дежурство с­тало нормой.

«Наши пилоты прошли дополнительную подготовку, а все московские площадки были переоборудованы, чтобы принимать вертолёты в ночное время суток», – поясняет К. С­вятенко.

Одной из первых полёты над ночной Москвой выполнила единственная женщина – командир санитарного вертолёта Екатерина Орешникова.

«Ориентиры, которые мы видим днём, ночью воспринимаются совершенно по-другому, – объясняет она. – Те же высота, скорость. Нужно знать особенности восприятия. Могут возникать определённые иллюзии, но опытный лётчик это понимает».

Об авиации Орешникова мечтала с детства. Потому и пошла учиться в Московский авиационный институт. А окончив его, свою мечту исполнила. «Когда работа становится твоей жизнью, твоей судьбой – это здорово», – уверена она.

Справка
За 15 лет вертолёты перевезли в городские больницы 5300 пострадавших, за этот год 500, причём 50 из них ночью. Винтокрылые машины имеют на борту всё необходимое для оказания экстренной медицинской помощи оборудование. По сути, это летающие реанимации. Можно даже проводить реанимирование кардиоразрядами: их поверхность диэлектрическая.
Помимо санитарной эвакуации экипажи авиацентра участвуют в тушении пожаров (потушено 60 крупных пожаров за 15 лет), выполняют разведывательные миссии паводковой и пожароопасной обстановки.

Смотрите также: