«Вероятность ошибки минимальна». Эксперт о высокотехнологичной медпомощи

В начале 2014 года 459 видов высокотехнологичной медицинской помощи стали финансироваться через систему ОМС. Как это нововведение отразится на пациентах, сколько людей в России нуждается в оказании такого вида помощи и какие положительные изменения произошли за последнее время в системе оказания ВМП? Об этом и многом другом мы поговорили с директором Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Игорем Никитиным.

   
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: С 1 января почти треть видов высокотехнологичной медицинской помощи стала финансироваться через систему ОМС, как это нововведение отразится на пациентах?

Игорь Никитин: Действительно, с 2014 года часть видов высокотехнологичной медицинской помощи погружена в систему ОМС. Это те виды помощи, которые широко растиражированы и могут оказываться не только в медицинских центрах федерального уровня, но и в региональных медицинских учреждениях. За счёт федерального бюджета оказываются только наиболее сложные и ресурсоёмкие виды высокотехнологичной помощи. При этом общий объём оказываемой помощи по сравнению с аналогичными показателями за 2013 год увеличится.

– Как работает сегодня система оказания ВМП?

– Решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, в которой проходит лечение и наблюдение пациент, по рекомендации лечащего врача на основании выписки из его медицинской документации.

Причём в части регионов вопрос подачи документов решён максимально удобно — сканированные документы передаются для рассмотрения на комиссию без непосредственной явки пациента.

   
   

Далее документы рассматриваются на комиссии региона РФ. При выявлении показаний к получению высокотехнологичной медицинской помощи документы пациента направляются в профильное медицинское учреждение посредством специализированной информационной системы. И комиссия медицинского учреждения при отсутствии противопоказаний назначает дату госпитализации.

Максимальный срок от подачи заявления до вынесения решения комиссии медицинского учреждения не должен превышать 26 рабочих дней.

– Как строится очерёдность на получение ВМП, ведь наверняка желающих много?

– Наш анализ, проведённый совместно с регионами, говорит о том, что общая потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи не меньше, чем 1 миллион случаев в год.

В настоящее время мы можем констатировать тот факт, что увеличение объёмов высокотехнологичной медицинской помощи сопровождается значительным снижением времени ожидания пациентами этих видов помощи.

Кстати, состояние рассмотрения документов и дата госпитализации доступны на открытом портале для пациентов. Направлению присваивается индивидуальный номер, по которому можно отследить движение документов пациента и назначенную дату госпитализации. Возможности портала позволяют значительно сократить документооборот при организации оказания ВМП.

Если в 2009 году средний срок ожидания высокотехнологичной медицинской помощи у взрослых и детей составлял 93 дня, то в 2013 году это 21 день для взрослых и 14 дней для детей. Вместе с тем по некоторым профилям сроки ожидания несколько выше, например, максимальный срок ожидания при нейрохирургических операциях составляет 35 дней. Нейрохирургия — тот профиль, который до сих пор является у нас дефицитным.

– Но ведь не у всех есть возможность ждать 21 день?

– Процесс взаимодействия между органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинскими учреждениями позволяет организовывать оказание высокотехнологичной медицинской помощи в экстренных и угрожающих жизни случаях максимально быстро, даже в течение суток.

– А какова степень вероятности ошибки, например, непопадания больного в базу?

– Высокая степень автоматизации при оформлении направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи позволяет свести ошибки, вызванные человеческим фактором, к минимуму, а многоуровневая система логистики пациента практически полностью исключает все возможные ошибки.

– Сколько средств выделяется из бюджета на оказание ВМП в регионах, хватает ли этих средств?

– ВМП финансируется из трёх источников: за счёт средств федерального и регионального бюджетов и Фонда обязательного медицинского страхования.

Размеры субсидий регионам, выделенных из федерального бюджета, составляют 3 млрд рублей. Указанные средства будут направлены в 62 региона страны. Всего в региональных бюджетах на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи привлечено 19 млрд рублей. Таким образом, финансирование высокотехнологичной медицинской помощи в региональных медицинских организациях в общей сложности будет составлять 22 млрд рублей, что сопоставимо с уровнем финансирования прошлого года.

– Какие именно расходы покрывают деньги, выделенные на ВМП?

– За счёт средств, выделяемых на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, в федеральных медицинских учреждениях оплачивается сама операция, расходные материалы для неё, обслуживание оборудования, закупка нового оборудования, а также надбавка к заработной плате сотрудников, участвующих в операции.

– Что делать, если человеку отказали в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, лечиться за свой счёт?

– Созданный электронный документооборот позволяет в короткие сроки принимать соответствующее правильное решение и определять сроки госпитализации пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Причиной отказа пациенту может быть только отсутствие медицинских показаний или наличие противопоказаний к её получению. При этом пациент обеспечивается всей необходимой медицинской помощью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

– Какую роль в этом случае играют благотворительные фонды?

– Безусловно, благотворительность должна существовать и развиваться. Это всеобщее мировое движение, построенное на принципах добровольности, гуманности, сострадания и человеческой солидарности.

Благотворительные фонды, на мой взгляд, должны финансировать то, что не входит в гарантируемый государством объём медицинской помощи.