Только подлинники
Одной из самых обсуждаемых стала тема маркировки лекарств, о которой дискутировали на «круглом столе», посвящённом совершенствованию системы лекарственного обеспечения. Пилотные проекты по применению системы маркировки лексредств должны стартовать уже в следующем году, рассказала Лилия Титова, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций. Это должно принести практическую пользу и аптекам, и простым потребителям. Один из них проведут именно в Башкортостане.
Мониторинг движения лекарств предотвратит саму возможность того, что в аптечные сети попадут контрафактные препараты. Будет невозможен и вброс фальсификата в так называемый вторичный оборот, убеждена Лилия Викторовна: «Но есть и риски, связанные с тем, что порядка 80 тысяч аптек должны одновременно закупить двухмерные сканеры, встроить их в действующую IT-систему, отладить механизмы взаимодействия и обучить персонал. Но пилотный проект для того и проводится, чтобы просчитать экономику нового метода идентификации и выявить все возможные сложности.
«Любая маркировка, которую используют производители, направлена на то, чтобы убедить потребителя в подлинности и качестве покупаемого лекарства, - полагает Рамиль Хамитов, замминистра здравоохранения Башкортостана. - В этом смысле чипирование - правильный шаг. Уникальный код будет нанесён на каждую упаковку, никаких сомнений в подлинности препарата уже не будет».
Упаковка дороже всего?
Конечно, эксперты обсуждали и самую, наверное, непростую тему в фармакологии - импортозамещение. «Несмотря на некоторый рост доля отечественных лекарств не превышает 30% в рублях. При этом в упаковках доля нашей фармацевтической продукции составляет 60%, - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. - Стоимость российских препаратов примерно в 4,5 раза ниже, чем импортных аналогов. Когда говорят об импортозамещении, хотят, чтобы российские производители выпускали много качественных и дешёвых лекарств. Но для этого нужно вкладывать в производство много денег, и на дешёвых препаратах эти средства невозможно вернуть».
Разговор о ценах на препараты затронул и другой интересный аспект - скидки. «Можно купить шоколад, если он продаётся со скидкой, однако меня не интересует цена на лекарство от насморка, если у меня нет насморка, - объяснил, выступая на форуме, Павел Лисовский, консультант по увеличению прибыльности аптечного бизнеса. - В этом существенное отличие обычного розничного бизнеса от аптечного... Продуктовый гипермаркет может ежедневно продавать десятки тысяч упаковок товаров и поэтому может позволить себе снижение наценки. В аптечных сетях даже существенное её снижение не гарантирует привлечение дополнительных покупателей».
Смотрите также:
- Вместо аптеки – супермаркет. К чему приведёт битва за лекарства в магазинах →
- Кризис покупателя. Критерии выбора посетителей российских аптек →
- Цена вопроса. К чему приведёт фармрынок жизнь в режиме стресса →