Случайные люди. Кто за прилавками наших аптек

© / Zurijeta / Shutterstock.com

Обращаясь за лекарственной помощью, люди, как правило, не задумываются, кто общается с ними, находясь по ту сторону прилавка. Человек в белом халате изначально вызывает доверие. И это правильно. Неправильно то, что руководители некоторых аптечных учреждений позволяют себе действия, результатом которых становится потеря уважения не только к отдельным представителям фармацевтического рынка, но и к отрасли в целом.

   
   

Сапожник, портной, кто ты будешь такой?

Кого только не встретишь за прилавками наших аптек! Людей разных и очень далёких от фармации специальностей почему-то так и тянет заняться не своим делом.

Сторонниками лояльного отношения к работникам аптек без специального образования являются, как правило, работодатели, им попустительствующие, ну и сами лжепрофессионалы. Логика последних проста. Их совершенно не волнует отсутствие необходимых знаний и права заниматься подобной профессиональной деятельностью. Люди, не отягчённые какими-либо этическими и моральными принципами, считают это просто способом заработка, одним из многих.

Ирина, консультант крупной аптечной сети, Москва:

–  Почему именно аптека? Здесь платят больше, чем, к примеру, в том же «Ашане», где я работала продавцом пару лет назад. Да, фармацевтического образования у меня нет, но я выучила ассортимент и пока никто не жаловался.

Действительно, чего особо заморачиваться? Сейчас благодаря рекламе у нас почти каждый гражданин сам себе и доктор, и аптекарь. А некоторые особо подкованные даже знают, что парацетамол и панадол по сути одно и то же. Но, рассуждая подобным образом, можно пойти ещё дальше. Хорошо вышивал крестиком в кружке домоводства? Прямая дорога в хирурги. Пролистал на досуге справочник детских болезней – в педиатры. Только при этом неплохо было бы узнать мнение наших граждан по этому вопросу.

   
   

Неоценённые

Что же касается руководителей аптек, то подобные нарушения они объясняют нехваткой кадров. Ведь число аптек продолжает день ото дня расти в геометрической прогрессии, а ФАС, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны добросовестных участников фармацевтического рынка, продолжает считать этот процесс необходимым для существования здоровой конкуренции, вместо которой, к сожалению, часто возникают различные правонарушения и злоупотребления.

К тому же исследования социальной значимости фармацевтической профессии и её востребованности у разных категорий населения, проведённые в НижГМА, наводят на определённые размышления. Ведь необходимость провизоров и фармацевтов для удовлетворения запросов потребителей отметили 87% посетителей аптек. В то время как среди владельцев аптек этот показатель оказался на довольно низком уровне в 38%.

Возможно, это связано с тем, что очень часто люди, вкладывающие деньги в аптеки, не имеют фармацевтического образования и потому не могут дать объективную оценку роли провизоров и фармацевтов в развитии своего бизнеса.

Аспекты видимые и невидимые

Что интересно, мнения провизоров и фармацевтов относительно работающих рядом с ними коллег без дипломов часто диаметрально противоположны.

Светлана, провизор, г. Нижний Новгород:

–  В аптеке должны работать только специалисты с фармацевтическим образованием! К нам предъявляются очень жёсткие требования. Скажу о себе. После окончания института обучалась год в интернатуре, затем каждые пять лет проходила обучение и, сдав экзамен, получала сертификат специалиста. К чему тогда всё это? Что за двойные стандарты? Почему на аналогичную должность может прийти работать человек с улицы, который по большому счёту не несёт никакой ответственности за свои ошибки? Их оформляют на работу консультантами, но на самом деле они выполняют те же обязанности, что и мы.

Оксана, фармацевт, г. Саратов:

–  Вот именно из-за таких случайных в фармации людей и падает престиж нашей профессии, причём с каждым днём всё ниже и ниже. Да, они могут зазубрить названия и даже группы лекарств, но малейший шаг в сторону – и эти «спецы» поплыли. Любой нестандартный вопрос со стороны посетителя аптеки их ставит в тупик. А покупателям сегодня уже недостаточно элементарной консультации с нашей стороны, они в большинстве своём очень подкованы в плане лекарств, черпая свои знания из Интернета. Поэтому спросить могут о чём угодно. Посетители аптек, сталкиваясь с некомпетентностью подобных «специалистов», начинают предвзято относиться ко всем работникам отрасли.

Елена, провизор, г. Самара:

–  Я не против, чтобы в аптеке работали люди без фармацевтического образования. Ведь различными маркетинговыми акциями нас низвели до уровня продавцов, а лекарства до уровня товара. Так что человеку без диплома даже более пристало, чем нам, навязывать посетителям препараты из спущенного сверху списка. По крайней мере, не так стыдно.

Может и правда в особых условиях рыночной экономики столь обширные знания, которые будущие работники аптек получают в соответствующих учебных заведениях, не нужны?

Завкафедрой фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии СамГМУ, доктор фармацевтических наук, профессор Владимир Куркин:

–  У лекарства много граней, и только специалист может видеть всё их многообразие.

Продажа лекарственного средства – это только часть «пути». Есть невидимые для специалиста аспекты, а именно: источник и технология получения, физико-химические и фармакологические свойства, показания и противопоказания к применению, товароведческие характеристики, не говоря уже об огромной законодательной базе в сфере лекарственного обеспечения. Именно компетенции, формирующиеся в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по специальности «Фармация», и являются той базой, которая позволяет успешно решать все проблемы, в том числе по части достижения эффективности и безопасности лекарственных средств. Лекарство должно быть в надёжных руках, поскольку слишком высока цена вопроса – здоровье и жизнь человека.

Поправки всё исправят?

Закон выдвигает достаточно жёсткие требования к кадровому составу аптечного учреждения: «... наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) – высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста».*

Почему же один из самых важных нормативных актов так часто нарушается? Может потому, что в отсутствие реального наказания так легко почувствовать вседозволенность? Ведь на что обычно делают акцент при проверках уполномоченные на то органы? На соблюдение (несоблюдение) правил хранения и отпуска лекарственных средств, отсутствие (наличие) в аптеке забракованных по тем или иным причинам серий товара, соблюдение предельных отпускных цен на лекарства. Но что-то сложно припомнить, чтобы какую-то отдельную аптеку или аптечную сеть покарали именно за нарушение требований в отношении кадрового состава.

Однако, если верить сообщениям, промелькнувшим в ряде СМИ, в ближайшее время ситуация должна в корне измениться. В Минздраве разрабатывается ряд поправок в положение о лицензировании фармацевтической деятельности, именно в части, касающейся кадров аптек. И в случае их принятия нарушители лицензионных требований будут весьма ощутимо наказываться рублём. Для должностных лиц сумма штрафа составит от четырёх до пяти тысяч, а для юридических – от 40 до 50 тысяч рублей. Кроме того, аптека-нарушитель может быть закрыта на срок до 90 дней. Подобные меры давно назрели. Ведь несоблюдение лицензионных требований об образовании аптечных работников может привести к необратимым последствиям.


* Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (п. 4.д).