«Пациентский терроризм». Сотрудники скорой — о вызовах «на простуду»

© / Дарья Хваткова / АиФ-Псков

Сотрудники бригад скорой помощи жалуются на непрофильные вызовы. Проблема существовала всегда, но в разгар пандемии стоит особенно остро.

   
   

«Нам говорят: „Срочно мчите, ребенок задыхается“, — рассказывает сотрудник московской педиатрической скорой Сергей Ковалев (имя изменено по просьбе медика). — Мы включаем спецсигналы, пересекаем оживленное шоссе, создаем на дороге аварийные ситуации. Приезжаем: никто не задыхался. Просто у ребенка кашель пятый день, и вот в 9 вечера родители созрели, чтобы показать его врачу. Почему-то сразу бригаде скорой помощи. Медика из поликлиники они все это время не вызывали».

«Дайте нам возможность помочь»

Сергей называет это явление своеобразным терроризмом, потому что, пока бригада ехала к такому пациенту, срочная помощь могла понадобиться другим, по-настоящему тяжелым. Но чем больше вокруг новостей про пандемию, тем выше родительская тревожность — и вот уже люди готовы вызывать скорую на любой кашель.

«Скорая медпомощь — это служба, которая оказывает экстренную помощь пациентам, — напоминает Ковалев. — Диагностикой и лечением должны заниматься звенья лечебно-профилактических учреждений. Сотрудники скорой должны осмотреть пациента и принять решение о необходимости госпитализации и стабилизации состояния. Если просто запершило горло, то это не к нам».

Фельдшер скорой из Волгограда Анастасия Попова написала эмоциональный пост о ложных вызовах: «Дорогие наши пациенты! Мы вас любим и переживаем за вас! Мы стараемся помочь каждому, кому действительно нужна экстренная помощь. Но мы понимаем, что прежде всего мы должны мчаться к тем, кому угрожает опасность. Давайте уважать друг друга! Большая просьба: не надо вызывать скорую помощь, если у вас температура ниже 38,5, вы болеете первые сутки, или на всякий случай провериться! Скорая не берет мазки, не делает рентген и КТ. Дайте нам возможность помочь тем, кому мы реально нужнее!»

Попова стала «лицом» волгоградской скорой в Instagram и TikTok. Фельдшер говорит: стала активно вести соцсети, чтобы объяснить людям, зачем нужна скорая, как она работает и в каких случаях действительно нужно ее вызывать.

Порталу v1.ru Анастасия рассказала о недавнем случае. У женщины поднялась небольшая температура, ее вызов приняли и поставили в очередь. Но ей так не хотелось ждать, что она вызвала вторую скорую на этот адрес, сообщив, что по адресу пожар.

   
   

Главный врач Территориального центра медицины катастроф Бурятии Вячеслав Тимкин привел в пример статистику за один день работы скорой в Улан-Удэ: 16 октября врачи получили больше 1000 обращений, из них профильными оказались 129.

Слова коллег подтверждает медик из Новосибирска Евгений Попов (имя изменено по его просьбе). Правда, по его словам, такая практика была и задолго до пандемии. «Мы сами видели родительские форумы, где люди советуют друг другу, что сказать оператору, чтобы мы точно приехали. Мол, на температуру 38 мы не поедем, а на 40 примчим как миленькие, — рассказывает Попов. — И они не планируют госпитализироваться, им просто нужно, чтобы ребенка „послушали“, но они используют для этого ресурсы экстренной службы! Из-за эпидемии таких вызовов стало еще больше. Но сейчас я хотя бы частично понимаю этих людей. Участковые врачи загружены насколько, что ждать их приходится по 3 дня (а там уже и выздороветь можно). Поэтому они звонят нам. Но я бы хотел попросить всех: не делайте так! Из-за пандемии все службы скорой помощи работают на пределе сил. Просто подумайте, к каким пациентам мы можем не доехать!»

Попов отмечает: проблема подобных вызовов в том, что наказать за них невозможно. «По крайней мере, на моей памяти нет ни одного случая, чтобы хоть кто-то ответил за ложный вызов», — говорит медик.

«Я переживал»

И юристы подтверждают его слова. Говорят, что статья есть, но есть и нюансы.

«Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ложный вызов экстренных служб, в том числе скорой медицинской помощи, — говорит директор юридической фирмы Смбат Алиханян. — Штраф за это небольшой — от 1000 до 1500 рублей, — но неприятный. Но статья 19.13 предполагает ответственность за заведомо ложный вызов. В этой формулировке и кроется проблема привлечения людей к ответственности. „Заведомо“, то есть когда человек точно знал, что не нуждается в скорой медицинской помощи, и предпринял действия по вызову. К сожалению, в общедоступном пространстве нет каких-то критериев, определяющих, когда человек нуждается в экстренной помощи, а когда нет. Это понятие субъективное, и кто-то воспринимает ситуацию как экстренную, кто-то нет. Доказать вину в этом случае сложно. Человек всегда может сказать: „Я переживал“. Но стоит отметить, что если будет доказано, что человек понимал, что угрозы нет, и вызывал скорую, то его могут оштрафовать. Инициировать процесс привлечения к ответственности должны сами сотрудники скорой, которые и будут свидетелями правонарушения».

В марте 2020 года житель поселка Тавда Свердловской области пришел домой сильно пьяным и поругался с женой. Чтобы отомстить, он позвонил в скорую и сказал врачам, что у супруги коронавирус. Медики приехали очень быстро, но дверь им не открыли. Тогда врачи сообщили о вызове в полицию. Там сказали, что давно знают этого «шутника» и уже привлекали его к ответственности за ложные звонки о минировании. На мужчину составили протокол: он стал первым человеком в регионе, действительно наказанным по статье о ложном вызове.

Об ужесточении ответственности за ложный вызов скорой в Госдуме задумались еще в 2019 году. Депутаты обсуждали возможность увеличить штрафы по статье 19.13 вплоть до нескольких миллионов рублей. Но пока размер штрафов не изменился. В сентябре 2020-го сенатор Сергей Лисовский внес на обсуждение законопроект о штрафах за повторный ложный вызов экстренных служб. Сенатор предложил увеличить их размер до 3000-5000 рублей в том случае, если человек повторно совершает ложный вызов и с момента предыдущего прошло меньше года.

Согласно статистике судебного департамента Верховного суда, в 2019 году рассмотрено 35496 дел о заведомо ложных вызовах экстренных служб. В 2018 — 30853.