От государственного – к частному
После провозглашения независимости в 1991 году в Республике Македония, входившей ранее в состав Югославии, произошли серьёзные политические, экономические и социальные изменения, в том числе и в системе здравоохранения. В стране удалось избежать кризиса смертности, который в 1990‑х годах охватил практически все страны Центральной и Восточной Европы, но в македонской системе здравоохранения до сих пор ещё остаётся много нерешённых проблем. Коэффициенты смертности населения от трёх основных причин – заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезней, связанных с курением, и нарушений мозгового кровообращения – с 2005 года стабильно снижаются, но в настоящее время смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний, связанных с курением, почти вдвое выше среднеевропейских показателей.
После выхода из состава Югославии в Македонии осталась солидная система здравоохранения с обширной сетью государственных медицинских учреждений и хорошим географическим распределением ресурсов. Но инфраструктура медицинских учреждений была нерациональной: штат госпиталей был раздут, а медицинское оборудование малоэффективным.
В 1991 году в стране был принят Закон о здравоохранении, который открыл частному бизнесу доступ в здравоохранение, однако частный сектор медицинских услуг развивался очень медленно. Изначально частными были только стоматологические кабинеты, аптеки и кабинеты специализированных (вторичных и третичных) медицинских услуг, которые действовали параллельно с государственными учреждениями и оказывали услуги на платной основе. В 2012 году правительство начало внедрение частных медицинских учреждений в общегосударственную систему здравоохранения и создало «Сеть здравоохранения» – объединение государственных и частных поставщиков медицинских услуг всех уровней для оказания медицинской помощи на всей территории страны. Для вступления в эту сеть поставщики медицинских услуг должны пройти сертификацию в министерстве здравоохранения.
Организация здравоохранения
Законодательные функции в области здравоохранения выполняет парламент, а реализует законы министерство здравоохранения. Оно разрабатывает стратегию и программы развития медицинской помощи, устанавливает стандарты оказания услуг, координирует капиталовложения в области медицины и контролирует работу государственных медицинских учреждений. Минздрав также разрабатывает государственные программы профилактики заболеваний, в рамках которых медицинские услуги оказываются гражданам бесплатно за счёт бюджетных средств. По таким программам производится врачебное наблюдение за новорождёнными детьми на дому, вакцинация и диспансеризация школьников, лечение туберкулёза и редких заболеваний, профилактика ВИЧ.
В 2000 году в стране был принят Закон о медицинском страховании и создан Фонд медицинского страхования, который подчиняется минздраву. Он единственный в Македонии государственный закупщик медицинских услуг. Добровольное медицинское страхование в стране тоже есть, но оно не заменяет социального, а только дополняет его, поэтому спрос на него незначителен.
Расходы растут, но снижаются…
В финансировании македонского здравоохранения наблюдаются два противоположных тренда. С одной стороны, общие расходы на здравоохранение (в денежном выражении и в пересчёте на душу населения) планомерно растут, но в процентах от ВВП они постоянно снижаются. В конце 1990‑х годов они составляли 9,8% ВВП, а сейчас – всего 6,5% ВВП (в среднем по Евросоюзу они составляют 6,8% ВВП). 63,3% всех расходов на охрану здоровья составляют бюджетные средства – это тоже меньше, чем в среднем по Евросоюзу (72,9%). Что же касается подушевых расходов на здравоохранение, то они составляют $851,2. Это один из самых низких показателей в Европе, где на душу населения приходится в среднем $1595,9.
Финансирование здравоохранения производится из трёх основных источников: взносов работающих граждан на социальное медицинское страхование, средств госбюджета (из общих налоговых поступлений) и прямых платежей пациентов.
Прямые платежи граждан постепенно снижаются, но всё ещё остаются очень высокими и составляют около 36,7% всего бюджета здравоохранения. Это в основном соплатежи за медицинские услуги, оплата услуг частных госпиталей, лекарств и медицинских приборов. По закону соплатежи пациентов не могут превышать 20% стоимости услуг и лекарств и 50% стоимости ортопедических устройств и не могут составлять более €98 за одну услугу. Для социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, людей, живущих за чертой бедности, и представителей некоторых меньшинств – цыган и др.) суммарные ежегодные соплатежи должны составлять не более 70% средней месячной зарплаты по стране.
Взносы разные – страховка одинаковая
Система социального медицинского страхования в Македонии базируется на солидарности, паевом участии и эффективном использовании финансовых ресурсов и покрывает около 85% населения страны. Все застрахованные граждане делятся на 17 категорий: работающие по найму, самозанятое население, фермеры, религиозные деятели, пенсионеры, беженцы, безработные, иностранные граждане, работающие на территории страны, и т. п. Размер страховых взносов для каждой категории различен, но стандартный полис социального медицинского страхования одинаков для всего населения.
Страховой полис работающих граждан включает также медицинское страхование супругов и детей в возрасте до 18 лет (или до 26 лет, если они в текущий момент получают высшее образование). Семьи с доходами выше €3000 в год самостоятельно оплачивают медицинское страхование, но на добровольной основе (если хотят иметь страховку). Взносы за семьи с низкими доходами (менее €3000 в год), пенсионеров и безработных оплачивает государство.
Взносы в Фонд медицинского страхования для работников по найму и самозанятого населения составляют 7,3% от начисленной заработной платы, но не более €36,4 в месяц, для зарегистрированных фермеров – 7,3% от суммы, равной 20% средней заработной платы, но не более €7,5 в месяц.
Социальное медицинское страхование покрывает стоимость почти всех видов лечения и реабилитации, лекарственных препаратов из позитивного списка и медицинских приборов, но в него не входят услуги эстетический хирургии. За пребывание в стационаре в условиях выше установленного стандарта пациентам тоже придётся доплатить. Если по решению врачебного консилиума больному требуется лечение за рубежом, то его стоимость почти полностью оплачивается из средств Фонда социального страхования – соплатежи пациента в этом случае составляют не более €200.
В случае болезни застрахованным гражданам выплачивается пособие из расчёта 70% их средней заработной платы за последние 6 месяцев. При рождении ребёнка женщине на протяжении 9 месяцев (за месяц до рождения ребёнка и 8 месяцев после родов или 9 месяцев с момента родов) выплачивается пособие, равное её средней зарплате за последние 6 месяцев. Отпуск по уходу за больным ребёнком тоже оплачивается. Все виды отпусков по болезни, родам или уходу за ребёнком оплачиваются Фондом медицинского страхования совместно с работодателем, при этом долевое участие каждой из этих сторон зависит от вида заболевания пациента.
Смотрите также:
- От модели Семашко – к ОМС. Здравоохранение Молдовы в постсоветский период →
- Медицина Люксембурга. Вековые принципы и развитое социальное страхование →
- Здравоохранение Румынии. Что мешает развитию медицины в стране →