Оборотная сторона побед
Арина Родионова, «АиФ. Здоровье»: Олег Иванович, как вы оцениваете репродуктивное здоровье наших граждан?
Олег Аполихин: Как вопрос, требующий самого серьёзного внимания со стороны государства. Для России он сейчас жизненно важный, стратегический. Мы привыкли видеть нашу страну на карте мира очень большой. Но по демографическим показателям она занимает лишь 9‑е место после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии. По оценке демографов, чтобы обеспечить воспроизводство населения, необходим коэффициент рождаемости, превышающий 2,1–2,5 (то есть на каждую женщину репродуктивного возраста в среднем должно приходиться 2–3 ребёнка). Однако коэффициент рождаемости у нас в стране по-прежнему невысокий — 1,7. И если ситуация не изменится, то, по прогнозам, к 2025 году по численности населения Россия переместится уже на 18‑е место в мире.
— А мне казалось, что в этой области у нас, наоборот, всё в порядке. Взять, к примеру, показатели материнской и детской смертности...
— Бесспорно, благодаря усилиям Минздрава России удалось достигнуть исторического минимума по этим показателям, которые сегодня даже ниже среднеевропейского уровня. За 2015 год материнская смертность снизилась на 11%, младенческая — на 12%.
В нашей стране создана трёхуровневая система охраны материнства и детства, продолжает развиваться программа материнского капитала. С 2014 года выделяются квоты на вспомогательные репродуктивные технологии — экстракорпоральное оплодотворение. Однако, несмотря на очевидные и бесспорные успехи в сокращении репродуктивных потерь, рождаемость в России всё ещё остаётся ниже уровня элементарного воспроизводства населения.
Сместить акценты
— С чем это связано?
— С кризисом семейных, нравственных ценностей. К сожалению, сегодня в обществе всё более явно проявляется культ потребления, социального эгоизма, приоритета карьеры и материальных ценностей, которые преобладают над желанием иметь семью, заводить детей. Чтобы не быть голословным, приведу данные исследования Росстата и Минздрава РФ. Согласно им, всего лишь 7,1% сексуального дебюта у нас в стране происходит в браке. Остальные 92,9% — вне брака. При этом возраст вступления в интимные отношения снизился до 15–17 лет у девушек и до 14–16 у юношей. А вот возраст вступления в брак, наоборот, повысился. Для девушек — до 24–26 лет, а для юношей — до 26–29 и выше.
Ранний сексуальный опыт, наличие нескольких половых партнёров, нежелательная беременность и последующие аборты — всё это приводит к тому, что к моменту родов 77,4% женщин имеют предродовую патологию, каждая седьмая супружеская пара в России сталкивается с проблемами бесплодия. Такое положение дел не может не удручать.
— Где же выход?
— По поручению министра здравоохранения РФ Вероники Игоревны Скворцовой мы подготовили соответствующие предложения, которые прошли обсуждение в Общественной палате, в Государственной думе, на партийных площадках «Единой России» и, надеюсь, лягут в основу Концепции охраны репродуктивного здоровья нашей страны. Суть наших предложений в том, чтобы вместе с развитием куративного направления охраны репродуктивного здоровья развивать и превентивное, профилактическое, направленное не столько на устранение уже наступивших болезней (без чего, конечно, тоже не обойтись), сколько на здоровьесбережение.
Новые горизонты
— А предусмотрены ли какие-то конкретные шаги в этом направлении?
— Конечно! Основой системы охраны репродуктивного здоровья должны стать «Центры охраны здоровья семьи и репродукции» (с психологами, андрологами, гинекологами, педиатрами и другими специалистами в штате), в которых каждый желающий сможет пройти необходимое обследование и получить профессиональные рекомендации. Что особенно актуально для мужчин, поскольку государственных программ по охране мужского репродуктивного здоровья в нашей стране нет.
В результате из общего количества урологических больных сегодня 78% — это мальчики, юноши, мужчины. При этом к специалисту по месту жительства обращаются лишь 6,3% из них. Наличие инфекционно-воспалительных заболеваний мужской половой сферы приводит к нарушениям эндокринной функции половых желёз, значительно снижая репродуктивный потенциал мужчины. Чтобы изменить ситуацию, необходимо организовать государственную программу «Мужское здоровье и активное социальное долголетие», направленную на профилактику и лечение мужских заболеваний, обучение врачей-андрологов, аналогичную хорошо работающей государственной программе «Материнство и детство».
— Вы упомянули о «Центрах охраны здоровья семьи». У нас в стране они есть?
— Пока в пилотном варианте. В Калужской, Воронежской, Липецкой, Новгородской областях. Планируем мы ввести и «Сертификаты здоровья молодожёнов», которые позволят вступающим в брак пройти комплексное обследование репродуктивной системы и получить в случае необходимости лечение по государственным программам бесплатно.
— Думаете, будут желающие такое обследование пройти?
— Думаю, будут. Во всяком случае мы, представители медицинского сообщества, в необходимости такого шага должны постараться наших граждан убедить, научить быть здоровыми и мужчин, и женщин. Ведь, по сути, мы — единое целое. Своим пациентам я не устаю повторять: мужское здоровье — в женских руках, но женское счастье — в мужских.
И конечно, необходимо повысить роль семьи, способствовать воспитанию ответственного материнства и отцовства, создать благоприятные материальные условия для рождения и воспитания детей, что невозможно без совместных действий различных ведомств.