Нужно ли вооружать бригады скорой помощи? За и против

Фото: Надежда Гусева / АиФ

Ежегодно в РФ фиксируется более сотни случаев нападения на врачей. В группе риска – бригады скорой. Так, на Алтае за месяц пострадали два фельдшера: у одного черепно-мозговая травма (нападавшему помешала машина скорой), у другого сломан нос (оказывал помощь посетителю бара). После этого местный депутат Сергей Булаев предложил вооружать бригады скорых электрошокерами или травматическими пистолетами. Защитит ли это их? 

   
   

За

Дмитрий Бараксанов, врач-психиатр, Красноярск:

Сегодня медики, выезжая на вызов, не знают, кто их ждёт за дверью квартиры – больной, который нуждается в помощи врача, или неадекватный человек. Поэтому считаю, что в целях безопасности допустимо наличие у врачей газового баллончика или электрошокера, чтобы иметь возможность противостоять агрессивному пациенту и дать себе время для отступления, а нападавшему – подумать, что творит. Одно дело, когда врач – взрослый мужчина и может дать отпор, и совсем другое, если это молодая, хрупкая девушка.

Мы всё чаще сталкиваемся с агрессией и нападениями на сотрудников скорой помощи. Поднимают руку на врача не только пациенты психиатрических отделений, но и вполне здоровые люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотиков. Более того, злоба и негатив в отношении медицинских работников уже превратились в тенденцию. Если раньше к людям в белых халатах относились с уважением, то сейчас мы сталкиваемся в лучшем случае с недоверием. Некоторые пациенты считают, что врач недостаточно умён, квалифицирован, не так оказывает помощь, и все медработники заодно с фармкомпаниями… Причём с негативной реакцией сталкиваются не только врачи скорой помощи, но и сотрудники муниципальных и частных клиник. Если что-то, по мнению пациента, пошло не так, в силовые структуры поступает масса писем с просьбой провести проверку.

Так что наши врачи сейчас оказываются полностью беззащитными перед пациентом – в российском законодательстве за нападение на них не предусмотрено никакого строгого наказания, разве что как за мелкое хулиганство. По­этому, если медика не может защитить государство, дайте ему возможность защищаться самому.

Против

   
   

Светлана Юрьевская, врач-анестезиолог-реаниматолог, г. Липецк:

Стаж моей работы на скорой помощи – 31 год. Опасных случаев было много. И под приставленным ножом приходилось стоять, и пистолет на меня наводили. Но я категорически против того, чтобы врачей вооружали.

Во-первых, я должна выполнять свою задачу – оказывать пациенту помощь. Представим, что у человека грубое нарушение сердечного ритма. Если я применю к нему электрошокер, он может элементарно погибнуть. Или, к примеру, больной сахарным диабетом в гипогликемической стадии возбуждения может вести себя неадекватно. Всё, что требуется в данном случае, – это заломить ему руки и срочно ввести глюкозу. Пациент моментально успокаивается и извиняется за то, что творил. А если я в него вместо укола пальну из травматического пистолета? К тому же, если что случится, потом замучают разборками: будешь отвечать за превышение мер самообороны.

Во-вторых, бригада скорой – это не тренированные спецназовцы. И потенциальные преступники, зная, что у врачей есть оружие, легко могут им завладеть.

Гораздо более действенный (и, как ни странно это прозвучит, безопасный) способ защиты – наличие в команде крепкого санитара. Как в тех бригадах, что ездят на вызовы к психическим больным. А в машине у водителя может быть дубинка, как у полицейских.

А вообще лучший способ защитить врача скорой помощи – повысить его статус в обществе. Сформировать уважительное отношение к ним. Чтобы ни у кого из пациентов рука не поднялась обидеть доктора. Медики скорой – врачи-универсалы, которые часто работают в экстремальных условиях и которые первыми спешат на помощь. Пациенты должны это осознавать и ценить.