Не кадры, а люди. Здравоохранение поднимает престиж «службы в медицине»

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

А впереди их ждёт система непрерывного медицинского образования и подтверждение своего нового профессионального уровня раз в 5 лет. Аккредитация станет одной из мер решения кадровой проблемы, от которой наше здравоохранение страдает ещё с 90-х. Сможет ли в итоге отечественная медицина справиться с нехваткой профессионалов мирового уровня? Специалисты Минздрава уверены: сможет, но, конечно, не сразу.

   
   

Разрушенное наследство

Распад Советского Союза нанёс тяжёлый удар по здравоохранению. Поэтому нынешний процесс развития отрасли первым делом требует восстановить её. Минздрав стремится и повысить квалификацию медицинских работников, и обеспечить кадрами медучреждения, и вернуть престиж профессии на былые высоты. Выполнить всё это можно, только сотрудничая с региональными министерствами здравоохранения, которые разрабатывают и выполняют программы конкретных действий на своих территориях. Результаты уже заметны, а вот сказать, что все проблемы решены, ещё нельзя.

Четверть века назад необходимо было сохранить одно из главных социальных достижений СССР - массовый сектор системы здравоохранения, который оказывал бесплатную медицинскую помощь. Сделать это удалось, однако сама система вышла из периода 90-х не только со старыми, но и с новыми проблемами, накопившимися за десятилетие. Одна из самых сложных - кадровая.

Из-за низкого уровня заработков и социальной защищённости врачей и среднего медперсонала из государственной медицины ушла масса квалифицированных специалистов: и врачей, и преподавателей медицинских вузов. Они оказались либо в секторе платной медицины, либо вне профессии вообще.

По этой же причине упали престиж «службы в медицине» и привлекательность выбора этой профессии для молодёжи. Поток врачей, фельдшеров, медсестёр в лечебные учреждения сократился до слабенького ручейка, а во многих местах и вовсе пересох. Старые кадры во всех смыслах слова старели. Возникли особо дефицитные медицинские специализации: анестезиология-реаниматология, фтизиатрия, психиатрия, патологическая анатомия и др.

Языком цифр
В 2015 году впервые за последние годы удалось увеличить численность врачей по таким, всегда дефицитным, специальностям как «Онкология» (+394 человека, или +5,4%), «Патологическая анатомия» (+49 человек, или +1,7%), «Психиатрия» (+125 человек, или +1,2%), а также закрепить положительную динамику по специальностям «Анестезиология-реаниматология» (+898 человек, или +3,1%) и «Рентгенология» (+393 человека, или +2,5%).

Вернитесь, доктор!

Первый серьёзный импульс изменению ситуации дал приоритетный национальный проект «Здоровье». Он предусматривал не только развитие материально-технической базы и строительство современной технологической инфраструктуры здравоохранения, но и повышение заработной платы: на 10 тыс. рублей участковым врачам - терапевтам, педиатрам и семейным врачам (врачам общей практики) и на 5 тыс. рублей работающим с ними медицинским сёстрам.

   
   

«Внедрение стандартов медицинской помощи» - часть последовавшей за нацпроектом «Здоровье» программы модернизации здравоохранения. Это направление должно было материально стимулировать некоторые медицинские специальности: в кардиологии, неврологии (в рамках сосудистой программы), онкологии, травматологии и т. д.

Всё это помогло вернуть медиков в профессию, но лишь отчасти. Ситуация в системе оставалась непростой.

Вмешался президент

Конечно, меры, для того чтобы решить проблемы медицинских кадров, точнее людей, принимались не отдельные, а системные. Вспомнить хотя бы пакет «майских указов» В. В. Путина. Например, Указ Президента РФ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 года. Благодаря ему под руководством федерального министерства были разработаны региональные программы развития кадрового потенциала в медицине. И уже со следующего, 2013 года закипела работа, результаты которой скоро стали очевидны.  

Прежде всего важно было точно определить потребность в медицинских специалистах не только в общем, но и для конкретных регионов и муниципалитетов. Для этого Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения при Минздраве РФ разработал методику расчёта потребности во врачебных кадрах. Она основана на программе госгарантий, которая определяет объёмы бесплатных медицинских услуг для россиян. Программу разрабатывали с 2009 года, в 2013-м утвердили, и сейчас она дейст­вует. Кроме того, сегодня разработана методика расчёта потребности в специалистах со средним профессиональным медицинским образованием. Проводятся расчёты потребно­сти системы здравоохранения в специалистах с немедицин­ским образованием - медицинских психологах, логопедах, инструкторах ЛФК, биологах, соцработниках и даже физиках. Если точно знать потребности в конкретных специалистах на тех или иных территориях, можно перейти к планированию подготовки медицинских кадров.

Так, в 2013 году утвердили и «порядок ведения персонифицированного учёта при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг». На его основе создали и совершенствуют Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников. Это и база данных, и аналитическая система. К концу 2015 года в Федеральный регистр медицинских работников были включены сведения о более чем полутора миллионах специалистов.

Хранить здоровье россиян должны не просто профессионалы, а специалисты мирового уровня, владеющие самыми современными технологиями. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

По стопам Чехова

Но как убедить выпускника медицинского вуза или училища поехать помогать людям там, где это особенно нужно, - в глубинку? Руководство практически всех регионов в соответствии с региональными программами предложило таким специалистам особую соцподдержку: от жилья по социальному найму и доплат до участия в со­финансировании по федеральной программе «Земский доктор», реализации региональных программ «Земский фельдшер».

«Власть стала обращать больше внимания на здравоохранение и медицинских работников. Поэтому ситуация стала сдвигаться», - считает Владимир Семёнов, профессор, руководитель аппарата Национальной медицинской палаты.

Но, перед тем как помогать докторам обустроиться, их надо хорошо подготовить. Для этого федеральное министерство тоже принимает немало мер. Это и программы повышения квалификации преподавателей (с 2012 года), и системы непрерывного образования и целевого обучения в медицинских вузах, и новые, ориентированные на практику стандарты профессиональной подготовки, и модульная система обучения, в которую легко включать самые актуальные и востребованные блоки, такие, как паллиативная помощь, обезболивание онкологическим пациентам, и многие другие.

Кстати
Программа «Земский доктор» действует с 2012 года и предусматривает выплаты в размере 1 млн руб. выпускникам и специалистам, которые выбрали местом своей работы сельскую местность. Сейчас программа финансируется по долевому принципу федеральным центром и регионами в соотношении 60% на 40%. Ею воспользовались более 19 тысяч специалистов. В результате всех принятых мер численность сельских врачей по сравнению с 2011 ­годом увеличилась на 21,5%.

Чтобы привлечь фельдшеров и акушерок на работу в сельскую местность, в Волгоградской и Ульяновской областях, в Алтайском крае и Республике Бурятия работает программа «Земский фельдшер». Она предусматривает единовременные денежные выплаты до 500 тыс. руб. фельд­шерам, приехавшим работать с сельским населением.

Мнение

Николай Дайхес, профессор, член Общественной палаты РФ:

- Сегодня кадровый дисбаланс реально уменьшается: в регионах появляются медики дефицитных специальностей, укрепляется первичное звено. Конечно, ещё многое нужно сделать. Оплата труда, безусловно, важна, но не меньшую роль играют здесь и престиж профессии, авторитет врача в обществе. Большую надежду даёт то, что сегодня в медвузы снова конкурс, причём немалый.

Смотрите также: