Надо успеть. Медицине вновь ставят сроки

michaeljung / Shutterstock.com

Вопрос пытаются решить с помощью программы госгарантий. В 2016 году программа государственных гарантий медпомощи уделяет особое внимание ожиданию. Ожиданию встречи с врачом. Ожиданию обследования. Ожиданию приезда «скорой» или неотложной помощи. Словом, одной из главных проблем доступности лечения.

   
   

Больной должен знать

У пациента – две возможности: ждать или платить. Когда шансы спасти жизнь с помощью кошелька съедает экономический кризис, то и нормативы о предельных сроках ожидания как нельзя кстати.

«Эта информация очень важная, знать её должен каждый человек, чтобы понимать, на что он имеет право. Ранее пациенты могли ждать жизненно важные исследования по несколько месяцев, а карету «скорой помощи» – по 4 часа, если речь идёт о регионах, – объясняет партнёр консалтинговой компании «Смарт Эксперт Консалтинг» Екатерина Панина. – Теперь же максимальное время ожидания «03» – 20 минут, неотложки – 2 часа с момента обращения в медицинское учреждение, исследования (УЗИ) – 2 недели, а сложных исследований (МРТ, КТ) – 20 рабочих дней».

Правила и жизнь

В каждом регионе нашей страны есть своя, территориальная, программа государственных гарантий. Областные и краевые нормативы далеко не всегда совпадают с федеральными: время ожидания стараются адаптировать к реальным условиям жизни.

«Программа государственных гарантий сейчас дорабатывается, и территориальные нормы иногда оказываются жёстче общероссийских. Всё зависит от инфраструктуры региона… В Москве «скорая помощь» должна добраться до больного за восемь минут, а в сельской местности может не успеть и за двадцать. Не по своей вине, а только потому, что пациент живёт за чертой города», – поясняет руководитель НИИ организации здравоохранения московского Департамента здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов.

Одних нормативов мало, нужно ещё сделать их выполнимыми. Стоит ли винить за несоблюдение сроков машину «скорой помощи», сломавшуюся на просёлочной дороге?

Выйти за рамки

Буквальное следование нормам не всегда приведёт к пользе для пациента. Зачем заставлять больного ждать УЗИ две недели, если раньше он ожидал 3–5 дней? К чему откладывать МРТ на 20 рабочих дней, когда есть возможность пройти исследование через неделю?

   
   

Препятствием на пути к лечению способно стать и углубление в детали. «Чем больше критериев и параметров, тем больше людей, которые не могут получить медицинскую помощь. Когда надо отступить от сроков или иных нормативов, слишком сложная система развернётся спиной к пациенту, – констатирует президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Чтобы спасти человеческие жизни, нужно не детализировать программу госгарантий, а создавать механизм выхода за её пределы».

Подобный механизм медицина уже знает. Когда в стандарте не указано лекарство, жизненно важное для пациента, врачебная комиссия всё равно его назначает – и выходит за рамки стандарта для спасения больного.

Заплатить или ждать?

Лечение часто становится недоступным из-за дорогостоящих обследований. Но не все пациенты знают, что могут получать сложные исследования бесплатно, – с ограниченным сроком ожидания процедуры в 1 месяц, поясняет Екатерина Панина.

Иногда о такой возможности не знает и лечащий врач – однако больной может спросить его, входит ли назначенное обследование в программу бесплатного оказания медицинской помощи пациентам. На взгляд эксперта, ответ на этот вопрос почти всегда будет положительным. Если доктор в курсе. Если же нет, пациент может позвонить в страховую компанию и узнать там, должен ли он платить за исследование.

Вопрос только в том, не будет ли упущено драгоценное время.

А что нужно пациенту?

«Самый простой, на мой взгляд, выход из положения – рассчитать мощности системы здравоохранения. Но этого нельзя сделать, пока не изучены потребности пациентов в медицинской помощи. А их не исследовали несколько десятилетий, – продолжает Александр Саверский. – Да, это научный подход. Но только научный подход позволит здравоохранению грамотно распределить свои ресурсы».

Может быть, решение проблемы доступности медпомощи стоит начать с простого вопроса: что сегодня нужно пациенту?

Армия или рынок

Система медицинской помощи должна быть единым целым. Но из-за своей сложности и запутанности это целое полно противоречий и потому разрушается изнутри, считает президент Лиги защитников пациентов. С его точки зрения, объёмистый документ о государственных гарантиях отражает не более 30% того, что действительно происходит в здравоохранении.

Да и сама необходимость документа о госгарантиях может быть под вопросом: право на бесплатную медицинскую помощь уже дано Конституцией. Уточнения, дополнения и пояснения приведут к тому, что это право будет ограничено. И определённые заболевания станут… платными для пациентов.

Зачем системе здравоохранения такой результат? Разве что из соображений экономии.

«Здравоохранение – это армия, которая находится в постоянной войне с болезнями, – подводит итог Александр Саверский. – А мы пытаемся ею управлять через рыночные механизмы. Такая армия обречена».

Смотрите также: