Реформа здравоохранения. «Майские указы» необходимо скорректировать

© / АиФ

На внеочередной съезд Национальной медицинской палаты собралось около 2 тысяч делегатов из 83 регионов России. На нём врачи обсудили проблемы, которые накопились в отечественном здравоохранении. Но если отказаться от системы ОМС призвали немногие, то по вопросу «извращения “майских” приказов» Президента РФ Владимира Путина медики показали полное единодушие.

   
   

Реформировать или...

Одной из ключевых тем съезда стал вопрос, что делать с сегодняшней системой ОМС: реформировать, оставить как есть или вообще вернуться к бюджетной модели финансирования здравоохранения. Директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович высказала мнение, что пришло время фрагментировать систему ОМС на две подсистемы: обязательного социального обеспечения (которая будет работать по принципу больничных касс, без участия страховых компаний, и обслуживать тех, кто не может за себя доплачивать) и социального страхования (с участием страховых компаний для обслуживания работающего населения — тех, кто может и желает за себя доплатить). Напомним, что недавно подобные идеи озвучивали чиновники Минздрава. Однако тогда предложение разделить граждан на категории по имущественному признаку вызвало резкую критику общественности. Не нашло оно поддержки и на съезде.

Алексей Старченко, сопредседатель Комитета по независимой медицинской экспертизе Национальной медицинской палаты пояснил, что сейчас вопрос стоит о совершенствовании системы, но ни в коем случае не об унич­тожении, потому что страховая компания является единственной независимой организацией в системе контроля качества медицинской помощи.

По мнению главного научного сотрудника НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ПМГМУ им. И.М. Сеченова Натальи Кравченко, «конкурентная рисковая модель» обязательного медицинского страхования абсолютно не подходит для России. Пора вернуться к бюджетному финансированию.

Хитрая статистика

Вице-президент НП «Национальная медицинская палата», президент Общероссийской общественной организации «Общество по организации здравоохранения и общественного здоровья» Владимир Стародубов отметил, что федеральный бюджет в 2015 г. уменьшился почти на 60 млрд рублей, при этом его основное сокращение пришлось на Минздрав. Он констатировал, что для выполнения «майских» указов президента по повышению заработной платы медработникам в регионах происходит сокращение персонала и коечного фонда.

Что касается зарплат, то, по словам Леонида Рошаля, указ Путина в отношении двойного повышения зарплаты к 2018 году полностью «извратили». В статистику попадают не реальные доходы врачей, а средние по больнице, а оплата за работу на 1,5–2 ставки подаётся как рост зарплаты. Делегаты съезда предложили сделать более адекватной систему подушевого финансирования в амбулаторном звене, а также обеспечить финансирование стационарной помощи, исходя из потребностей в медицинской помощи населению.

Назад в СССР

Отдельная сессия была посвящена поиску решений проблемы лекарственного обеспечения. В своём докладе директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов выделил несколько аспектов. Стратегия лекарственного обеспечения граждан в России декларативна по своей сути и не учитывает концепции развития здравоохранения. Её придётся кардинально пересматривать, когда будет принята Стратегия развития здравоохранения до 2030 года. Кроме того, большие вопросы вызывает эффективность назначаемых препаратов: сегодня на основе доказательной медицины применяются только 60% лекарств.

   
   

По его мнению, необходимо создать достоверный регистр пациентов с хроническими заболеваниями, которого сегодня нет.

Ведение регистров пациентов должно стать обязательным для всех хронических заболеваний. Следует немедленно вернуться к практике времён СССР — посерийному контролю за лекарствами, входящими на российский рынок, и ведению базы данных о нарушениях. Другим способом контроля за качеством медикаментов должно стать развитие службы фармаконадзора.

Нагрузку не увеличивать

В связи с тем, что население жалуется на очереди, невозможность попасть на приём к специалисту и в короткие сроки пройти диагностическое обследование, участники съезда выдвинули несколько предложений, которые могли бы помочь решить проблемы в первичном звене. Первое: чтобы снизить нагрузку на участковых врачей, в условиях дефицита кадров не увеличивать объёмы профилактических осмотров. Как ни парадоксально, увеличение объёмов диспансеризации снижает доступность медицинской помощи для населения. По мере устранения дефицита кадров объём профилактической помощи можно будет увеличить.

Второе: чтобы преодолеть дефицит кадров в обозримом будущем, необходимо уделять внимание целевой подготовке специалистов для первичного звена. При целевом приёме в медвузы по квотированным местам ввести обязательное прохождение интернатуры по первичному звену.

Третье: при двухуровневой системе амбулаторной помощи не заменять участковых врачей и специалистов врачами общей практики, а расширить первичный приём ими по несложным заболеваниям, что снизит нагрузку на специалистов.

Реформа здравоохранения глазами врачей

Результаты интерактивного опроса участников съезда:

81,3% не поддерживают проводимую оптимизацию здравоохранения;

83,1% считают неоправданным сокращение коек и штатов;

62,6% говорят, что объединение больниц часто необоснованно (11,7% считают, что оно обоснованно, 25,7% – что всегда необоснованно);

63,2% считают, что одноканальное финансирование не привело к улучшению деятельности медицинских организаций; 

71,9% считают, что сокращение государственного сектора здравоохранения задумано для развития частного сектора; 

84,5% отметили, что сокращение государственного сектора здравоохранения приведёт к социальным негативным последствиям; 

54,1% убеждены, что принцип «деньги идут за пациентом» не работает.