Юлия Тутина, «АиФ»: Леонид Михайлович, как вы оцениваете ситуацию в здравоохранении?
Родился в 1933 г. в Орловской обл. Доктор медицинских наук, профессор. Президент Национальной медицинской палаты. Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. «Детский доктор мира».
На прошлой неделе на заседании Общероссийского народного фронта (ОНФ) обсуждался проект «О реорганизации и ликвидации медицинских учреждений». Мы очень опоздали с ним. Реорганизация медицинских организаций началась давно, ещё при Зурабове. Достаточно вспомнить, что были закрыты сотни фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) на селе. А в последние годы ввиду отсутствия стройной системы организации здравоохранения «сверху вниз», а также ввиду самостоятельности территорий в решении организационных вопросов, что связано со сложностями централизованного управления отраслью, здравоохранение было поставлено в такие условия, что необходимо было сокращать кадры и закрывать или перепрофилировать отделения. Иногда это было оправдано, например, в связи с уменьшением сельского населения, а иногда нет. И надо отметить, что за последние годы в сельском здравоохранении ситуация меняется к лучшему - во многих регионах, наоборот, стали открываться ФАПы, но полностью решить кадровую проблему на селе не представляется возможным. Если говорить о причинах, то главная - отсутствие единой централизованной системы управления здравоохранением, как было в Советском Союзе. Это первое. А вторая причина - это кадровые проблемы.
Больница закрыта - некому работать
- Как решать кадровую проблему? Вроде бы медицинские институты забиты, молодым врачам предоставляют разные льготы, дают миллион рублей подъёмных, а лечить некому... Что делать?
- Кадровая проблема запущена. Она приводит к очередям в поликлиниках, к отсутствию узких специалистов, вызывает неудовлетворённость населения. Иногда учреждение закрывается не потому, что его услуги никому не нужны, а потому, что там просто некому работать. И сама материально-техническая база ФАПов также в не очень хорошем состоянии.
Сумма всего вышесказанного привела к тому, что население недовольно доступностью и, что главное, удобством оказания медицинской помощи. Конечно, мы здравомыслящие люди и понимаем, что в стране непростая финансовая ситуация. Мы понимаем, что в здравоохранении всё происходит на фоне недофинансирования отрасли. Но медицинская помощь не только должна быть качественной и доступной, она должна быть очень хорошей и удобной. Мы понимаем, что в каждой деревне нельзя построить больницу. Это глупо. Но организовать работу так, чтобы народ не чувствовал себя обделённым в плане медицинского обслуживания, государство просто обязано. Всем этим вопросам было посвящено заседание Общероссийского народного фронта, и народ откровенно и прямо говорил о существующих недостатках. Для того чтобы остановить это всё, необходимо предупредить вакханалию.
Не ухудшать ситуацию
- Каким же именно образом её можно остановить? Денег у страны нет, сокращают в первую очередь расходы на медицину и образование. А есть иной выход?
- Например, глава государства чётко сказал ещё в 2015 году - необходимо проработать вопрос о проведении обязательных общественных слушаний при принятии решений, касающихся реорганизации или ликвидации медорганизаций. И необходимо выработать механизм, как это сделать. К сожалению, в предложенном проекте закона, который обсуждался на заседании ОНФ, говорится о многом, но ничего не сказано о механизме. И нет подзаконных актов, которые бы указывали, как это будет сделано. И в этом проекте закона нет ссылки на самое главное - каким образом само население может участвовать в общественном обсуждении. Что это будет - сход населения для обсуждения? Какое значение имеет решение? Каково взаимодействие при решении этого вопроса с исполнительной властью? Общие слова… Это и вызвало недовольство комиссии ОНФ, большинство её членов не поддерживали в таком виде этот проект закона.
Необходимо чётко прописать - как этот закон должен работать. Нам нужно это сделать хотя бы для того, чтобы сейчас не дать возможность территориальным органам исполнительной власти (Минздрав не занимается этими вопросами) ухудшать оказание медицинской помощи при принятии решений по закрытию и реорганизации учреждений. Это важно.
Смотрите также:
- Как пропадают инвалиды. Почему нужна реформа медико-социальной экспертизы →
- ОМС+. Плюсы и минусы расширенной программы обязательного страхования →
- Системы профилактики. Как развивать здравоохранение в регионах →