Леонид Рошаль: надо обсуждать с народом все изменения в здравоохранении

Леонид Рошаль. © / globallookpress.com

Юлия Тутина, «АиФ»: Леонид Михайлович, как вы оцениваете ситуацию в здравоохранении?

   
   

Досье
Леонид Рошаль.
Родился в 1933 г. в Орловской обл. Доктор медицинских наук, профессор. Президент Национальной медицинской палаты. Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. «Детский доктор мира».
Леонид Рошаль: В майских указах Президент РФ даёт чёткое указание - увеличить зарплаты врачам и медсёстрам в 2 раза по сравнению со средней по региону. Мы это восприняли с надеждой и оптимизмом, предполагая, что Минфин будет увеличивать дотации на здравоохранение из федерального бюджета для того, чтобы мы могли повысить заработную плату и улучшить качество обслуживания населения. Однако Минфин решил проблему по-своему, не выделив на это ни копейки. Это вынудило территориальные органы здравоохранения проводить оптимизацию, сокращать численность персонала, закрывать медучреждения, реорганизовывать их и за счёт этого повышать фонд заработной платы. Но такие попытки выполнить указ - обман. Фонд заработной платы распределяется на меньшее число медицинских работников таким образом, чтобы оставшимся можно было повысить оплату труда. Это крайне негативно сказалось на качестве, доступности медицинской помощи. Сегодня необходимо правильно решить вопрос, а Министерст­ву финансов - понять, что мы просто летим в пропасть. Президент говорит одно - делают другое. Такие действия только ухудшают и без того непростую ситуацию в отрасли. И это только одна из важнейших её проблем.

На прошлой неделе на заседании Общероссийского народного фронта (ОНФ) обсуждался проект «О реорганизации и ликвидации медицинских учреждений». Мы очень опоздали с ним. Реорганизация медицинских организаций началась давно, ещё при Зурабове. Достаточно вспомнить, что были закрыты сотни фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) на селе. А в последние годы ввиду отсутствия стройной системы организации здравоохранения «сверху вниз», а также ввиду самостоятельности территорий в решении организационных вопросов, что связано со сложностями централизованного управления отраслью, здравоохранение было поставлено в такие условия, что необходимо было сокращать кадры и закрывать или перепрофилировать отделения. Иногда это было оправдано, например, в связи с уменьшением сельского населения, а иногда нет. И надо отметить, что за последние годы в сельском здравоохранении ситуация меняется к лучшему - во многих регионах, наоборот, стали открываться ФАПы, но полностью решить кадровую проблему на селе не представляется возможным. Если говорить о причинах, то главная - отсутствие единой централизованной системы управления здравоохранением, как было в Советском Союзе. Это первое. А вторая причина - это кадровые проблемы. 

Больница закрыта - некому работать

- Как решать кадровую проб­лему? Вроде бы медицинские институты забиты, молодым врачам предоставляют разные льготы, дают миллион рублей подъёмных, а лечить некому... Что делать?

- Кадровая проблема запущена. Она приводит к очередям в поликлиниках, к отсутствию узких специалистов, вызывает неудовлетворённость населения. Иногда учреждение закрывается не потому, что его услуги никому не нужны, а потому, что там просто некому работать. И сама материально-техническая база ФАПов также в не очень хорошем состоянии.

Проблема кадров возникла не сегодня. Это в 90-е годы была разрушена система здравоохранения. Тогда посчитали, что студенты, которые обучаются за государственный счёт, после окончания института не должны работать по обязательному распределению. Это привело к оттоку кадров из отдалённых, сельских районов. Национальная медицинская палата считает, что такая демократия не нужна, она приносит вред. Чтобы выйти из этого кадрового тупика, надо переходить к обязательному распределению выпускников, которые обучаются за госсчёт. Мы потеряли тысячи врачей, но и социальное положение медиков ухудшилось - социальных гарантий фактически не осталось. Единой государственной политики в плане социальных гарантий для медицинских работников не существует. Каждый регион решает проблему по-своему. Вернее, одни регионы решают, другие в силу экономических причин - нет. Экономическое состояние регионов - это ещё одна проблема, которая, как я уже сказал, приводит к сокращению и реорганизации медицинских организаций для обеспечения выплат заработных плат медицинским работникам. 

Сумма всего вышесказанного привела к тому, что население недовольно доступностью и, что главное, удобством оказания медицинской помощи. Конечно, мы здравомыслящие люди и понимаем, что в стране непростая финансовая ситуация. Мы понимаем, что в здравоохранении всё происходит на фоне недофинансирования отрасли. Но медицинская помощь не только должна быть качественной и доступной, она должна быть очень хорошей и удобной. Мы понимаем, что в каждой деревне нельзя по­строить больницу. Это глупо. Но организовать работу так, чтобы народ не чувствовал себя обделённым в плане медицинского обслуживания, государство просто обязано. Всем этим вопросам было посвящено заседание Общероссийского народного фронта, и народ откровенно и прямо говорил о существующих недостатках. Для того чтобы остановить это всё, необходимо предупредить вакханалию. 

   
   

Не ухудшать ситуацию

- Каким же именно образом её можно остановить? Денег у страны нет, сокращают в первую очередь расходы на медицину и образование. А есть иной выход? 

- Например, глава государст­ва чётко сказал ещё в 2015 году - необходимо проработать вопрос о проведении обязательных общественных слушаний при принятии решений, касающихся реорганизации или ликвидации медорганизаций. И необходимо выработать механизм, как это сделать. К сожалению, в предложенном проекте закона, который обсуждался на заседании ОНФ, говорится о многом, но ничего не сказано о механизме. И нет подзаконных актов, которые бы указывали, как это будет сделано. И в этом проекте закона нет ссылки на самое главное - каким образом само население может участвовать в общественном обсуждении. Что это будет - сход населения для обсуждения? Какое значение имеет решение? Каково взаимодействие при решении этого вопроса с исполнительной властью? Общие слова… Это и вызвало недовольство комиссии ОНФ, большинство её членов не поддерживали в таком виде этот проект закона.

Необходимо чётко прописать - как этот закон должен работать. Нам нужно это сделать хотя бы для того, чтобы сейчас не дать возможность территориальным органам исполнительной власти (Минздрав не занимается этими вопросами) ухудшать оказание медицинской помощи при принятии решений по закрытию и реорганизации учреждений. Это важно. 

Смотрите также: