Елена Семенова, «АиФ»: Андрей Сергеевич, за последние 5 лет больница сильно изменилась?
Андрей Шкода: До неузнаваемости. По программе модернизации Департамента здравоохранения города Москвы мы получили передовое лечебное и диагностическое оборудование, а высокотехнологическая помощь стала доступнее, улучшилось качество лечения.
Сотрудники прошли обучение в ведущих клиниках Германии, Кореи, Швейцарии и Израиля. Стажировки и обмен опытом между клиниками, в том числе и зарубежными, — дело постоянное. Работа наших врачей соответствует лучшим международным стандартам. Повышаем квалификацию и нашего среднего медперсонала. Например, после стажировки медсестёр в медцентре «Шиба» (Израиль) на базе ГКБ № 67 стартовал «Сестринский проект». Он просто меняет идеологию работы медицинской сестры. Это позволило повысить эффективность, снизить профессиональное выгорание, стресс и предотвратить внутрибольничные конфликты. В нём есть и подпроект — «Пациентоориентированность». Сегодня сёстры доброжелательны с пациентами, вся медицинская бригада работает на результат, каких бы сложных пациентов она ни вела. И это далеко не всё...
— Какие новые направления появились в больнице?
— Очень важным для нас стало научное и образовательное сотрудничество с МГУ им. М.В. Ломоносова. Мы планируем совместное проведение разработок новых медицинских технологий с различными кафедрами МГУ им. М.В. Ломоносова и институтом Медико-биологических проблем РАН. Наша клиника стала базой обучения студентов и ординаторов факультета фундаментальной медицины. Главный внештатный специалист-травматолог Москвы, Вадим ДУБРОВ, будучи заведующим кафедрой указанного факультета, принимает активное участие в работе больницы.
На стадии разработки проекты, которые мы начинаем с факультетом психологии МГУ.
А на базе отдела клинической фармакологии под руководством профессора С.Д. Митрохина был организован Центр клинических исследований, в том числе лекарственных средств II-IV фазы и др. Три национальных исследования в области применения антибактериальной терапии в отделениях терапевтического и хирургического профилей, 25 испытаний медицинского оборудования уже прошли.
ОМС: доходы и расходы
— Как вам работается в системе ОМС? Всем довольны?
— Система ОМС — это постоянно развивающийся организм, он быстро реагирует на изменения, происходящие в здравоохранении. Подстраиваемся под новые условия и мы. Контроль за объемами оказанной медицинской помощи осуществляет как Департамент здравоохранения Москвы, так и фонд ОМС, страховые компании и сам пациент. Но есть и определенные трудности. При проведении контроля со стороны фонда ОМС и страховых компаний используется система штрафных санкций, которая, конечно же, дисциплинирует врачей при ведении медицинской документации, но используемые при экспертизе регламентирующие документы, не всегда позволяют учитывать достигнутый клинический эффект, благодаря использованию новых методик и технологий.
— А тарифы ОМС — хватает денег на то, чтобы оплачивать те или иные услуги?
— В нашей больнице работает Централизованная клинико-диагностическая лаборатория. Тарифы на лабораторные исследования повысились в среднем на 50%. Например, определение одного биохимического показателя стоило 37,86 рубля, а сейчас — 54,14 рубля. И доходы, приносимые ЦКДЛ, стали соизмеримы с расходами на ее содержание и обслуживание. Работа над технологическими картами совместно с ФОМС показала, что тариф раньше не был адекватен, не покрывал расходы на проводимые исследования. Благодаря проработке с фондом технологических карт и расчету средней себестоимости (средней, ведь у каждого учреждения себестоимость своя, все больницы работают на разном оборудовании, с разными реактивами) исследований, удалось добиться повышения тарифов.
— Ваша больница — бюджетное учреждение? Как вы «ведёте хозяйство»?
— Да, бюджетное. Любое решение принимается в соответствии с нормативными документами Департамента здравоохранения. Больница может самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность в рамках существующего законодательства. Например, мы поняли, что часть работы персонала должна быть передана на аутсорсинг клининговой компании. Теперь «наши» медсестры и санитарки заняты исключительно лечением и уходом за больными.
Уникальные
— Насколько больше высокотехнологичной медпомощи вы стали оказывать?
— Если ещё 5 лет назад доля ВМП в хирургии составляла 2-3%, то сейчас — более 30%. Заметно выросли её объёмы в урологии, травматологии, ортопедии. К счастью, для пациентов некоторые виды специализированной медпомощи становятся широко распространенными, стандартными.
Современные технологии
— Какие новые медицинские технологии освоили ваши специалисты?
— Мы создали «Городской спинальный нейрохирургический центр», чтобы помогать пациентам с дегенеративными поражениями и острыми травмами позвоночника. Наши врачи участвуют в разработке, консультируют инженеров по совершенствованию, как роботов, так и программного обеспечения. По программе ВМП вся медицинская помощь пациенту, включая имплантацию современных фиксирующих систем, бесплатна и «под ключ». То есть с дальнейшей реабилитацией пациента.
Проект Централизованной клинико-диагностической лаборатории сегодня дает возможность проводить исследования для 27-и поликлиник и других клинических центров северо-западного округа столицы — быстрее, точнее, технологичнее.
Программа модернизации здравоохранения города Москвы подразумевает и внедрение новых информационных технологий. Так у нас появилось направление «Телемедицина». Возможности современных цифровых систем и возросшие скорости передачи объемной графической информации позволяют оперативно передавать любые цифровые изображения по современным каналам связи из одного медицинского учреждения в другое, независимо от того, где они находятся. Сегодня мы постоянно пользуемся этим для заочных консультаций и дистанционного участия наших специалистов в консилиумах совместно с коллегами, как из московских клиник, так и больниц других городов России. Ежегодно на базе Центра телемедицины ГКБ № 67 проходят Международные образовательные конференции, транслирующиеся также в прямом эфире в интернете с участием коллег из Германии, Бельгии, Казахстана, Франции и др.
— Как больницу обеспечивают лекарствами и расходными материалами? Что вы закупаете сами?
— Одноканальное финансирование позволяет эффективнее и прозрачнее организовать финансово-экономические принципы работы современного стационара, распределить ресурсы и т.д. Помогают нам и совместные торги — заказ размещают на соответствующем ресурсе, а потом проводят конкурс или аукцион, в интересах нескольких лечебных учреждений А поскольку покупают лекарственные препараты и медицинское оборудование на несколько лечебных учреждений, их цена автоматически снижается. Экономия, возникающая в результате этого, направляется на дальнейшее развитие учреждений здравоохранения города Москвы.
В больнице создана своя микробиологическая лаборатория, и, благодаря санитарно-эпидемиологическому отделу и отделу клинической фармакологии, удалось оптимизировать расходы на закупку. Если в 2012-2013 гг. на покупку антибактериальных препаратов уходило 76 млн. руб., то уже в 2016 году — только 30 млн.
— Сегодня московские больницы — это стационар, роддом, лаборатории, клинико-диагностические отделения и т.д. Насколько сложно управлять таким медицинским организмом?
— Конечно, управлять больницей — большой труд и высокая ответственность. И лучшего контроля качества твоей работы, чем спасенные жизни и вылеченные пациенты, не существует.
Технологии управления многопрофильным стационаром тоже постоянно развиваются. Новые подходы позволили внедрить в лечебных учреждениях и проектную деятельность, и оптимизацию ресурсов, и стажировки, и новое оборудование, и развивать международное сотрудничество, и участвовать в международных выставках и конференциях.
Смотрите также:
- Качественная медицина для всех. Как и зачем меняется здравоохранение? →
- Медицина для пациентов. Как развивается здравоохранение Тамбовщины →
- Доступная медицина. Минздрав внедряет новые технологии медпомощи →