Дефицит специалистов
– Мой советский диплом был автоматически признан, но по испанским законам этого недостаточно для того, чтобы ты работал врачом, – рассказывает Юрий Бирюков. – Необходимо еще пройти процедуру признания специализации, на что мне понадобилось полтора года. Сегодня процесс подтверждения специализации упростили, так как страна испытывает острый дефицит узких медицинских специалистов. Сейчас здесь трудится много врачей из Латинской Америки, им меньше платят, так как они более сговорчивые. В последние десятилетия появились врачи из России и Украины.
Справка | |
---|---|
Юрий Бирюков приехал в Испанию в 1983 году. Его мать, дочь испанских коммунистов, была вывезена в Советский Союз во время гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. После кончины Франко она, как и многие другие «испанские дети войны», приняла решение вернуться на родину. Отправляясь в Испанию, Юрий имел за плечами советский диплом врача и восьмилетний опыт работы в НИИ педиатрии. |
Парадокс: уровень подготовки в медицинских вузах здесь хороший, а зарплаты у врачей – самые низкие в Европе. Даже в соседней Португалии врачи получают значительно больше, поэтому в испанских провинциях вдоль границы с Португалией живет много врачей, которые ездят на работу в соседнюю страну.
Национальные особенности
На поликлиническом приеме испанские врачи сразу назначают пациенту лечение, не утруждая себя дополнительными исследованиями. Анализы не являются обязательными для постановки диагноза. Если врач считает, что надо сделать какие-то исследования, то он выдаст направление. Если нет, то, как ни проси, вас никуда не отправят. Здесь нельзя, как в России, самостоятельно пойти и сделать практически любой анализ без направления доктора.
Второй момент, отличающий лечение у нас и у них, – быстрое и порой не всегда оправданное назначение сильных препаратов. «В России пока педиатр стопроцентно не уверен в необходимости антибиотиков, он их не будет назначать, – говорит Юрий Бирюков. – А здесь сразу, даже при незначительных показаниях, назначают сильные антибактериальные препараты».
«Испанки на первый прием обязательно приходят с мужем, – рассказывает Юрий. – Мужчина идет даже к гинекологу, чтобы увидеть, перед кем будет раздеваться его жена. Участие испанских мужчин в вопросах лечения детей также велико: они присутствуют на родах, ходят в поликлинику, беседуют с врачами. В России такое – редкость».
Когда Бирюков приехал в Испанию, неотложной медицинской помощи в привычном для нас виде здесь не было. Здесь другие расстояния, машина есть в каждой семье. Если что-то случалось с ребенком, становилось плохо пожилым родителям, больного сажали в машину и довозили до ближайшего госпиталя. «Скорые» появились лишь в конце 90‑х – начале 2000 годов. Сегодня на улицах испанских городов можно увидеть желтые машины «скорой помощи», и какая бы ни была пробка, ее всегда пропустят другие автомобили.
Частная практика
Через два года работы в государственной системе коллеги-испанцы предложили Юрию создать частную клинику. Все компаньоны параллельно трудились в государственных медучреждениях. А потом вышел закон, запрещающий врачам совмещать работу в государственной клинике с частной практикой.
«Когда нас поставили перед выбором, я выбрал частную клинику, – продолжает Юрий Бирюков. – Несколько лет я принимал по 500 пациентов ежемесячно. Пока не грянул экономический кризис. Пришлось пойти на государственную службу. С тех пор я снова совмещаю работу в государственной клинике и частную практику». Так делают многие врачи, закон никто не отменял, но на происходящее смотрят сквозь пальцы, так как врачей реально не хватает.
«Успехи» бесплатной медицины
Юрий Бирюков работал в системе государственного здравоохранения «Сегуридад сосиаль», созданной когда-то Франсиско Франко для бедных людей. Социалисты, которые пришли к власти, сделали бесплатную медицину доступной всем. В фонд «Сегуридад сосиаль» (из которого финансируются государственные лечебные учреждения, заработная плата врачей и медсестер, пенсионная система…) делают отчисления все компании и все работающие граждане страны, однако неработающие пользуются бесплатными медицинскими услугами наравне с теми, кто эту систему содержит.
Провозгласить медицину бесплатной для всех – хороший популистский ход. Но на прием к терапевтам и педиатрам в «сентрах салюд» огромные очереди, а чтобы попасть к специалисту, надо получить направление у терапевта и записываться заранее – иначе не попасть. Время ожидания визита к врачу может составлять от трех недель до полугода. На таком фоне выводы ВОЗ о том, что по эффективности испанское здравоохранение на пятом месте в мире, выглядят не вполне убедительно. Возможно, эффективность оценивается по развитию высокотехнологичных методов в таких отраслях медицины, как трансплантация органов, кардиохирургия, нейрохирургия, пластическая хирургия, где Испания действительно ушла далеко вперед и успехи ее бесспорны.
Реформы необходимы
Новое правительство Испании развернуло масштабные реформы. Под их удар в первую очередь попали эмигранты, нелегально находящиеся в Испании. Теперь ни они, ни их дети не смогут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь. То же касается испанских женщин, которые никогда не работали.
В числе других шагов – введение обязательных доплат за лекарства по льготным рецептам (любой рецепт, выписанный врачом государственной клиники, – льготный, лекарства по таким рецептам стоят намного дешевле), за визит к врачу и за вызов «скорой». Речь идет о небольших суммах (например, 60 евро в год на лекарства), но испанцы возмущаются.
К чему приведут нововведения, покажет время. Но то, что реформа необходима, очевидно всем.
Наталья Тимашова, «Новые Известия», специально для «АиФ. Здоровье» из Испании
Смотрите также:
- Требуется помощь. Что ждёт «03» при переходе к непрерывному медобразованию →
- Британский образец. К чему приведёт оптимизация системы здравоохранения →
- Плати и молчи. Медицина - самая взяткоёмкая сфера? →