Так почему же, придя лечиться, человек подчас лишается не только здоровья, но и жизни? Можно ли найти управу на хамов в белых халатах? Как отличить хорошее лекарство? Об этом «АиФ» рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко.
Драчуны и хамы
Юлия Борта, «АиФ» : Михаил Альбертович, начну с последних новостей: в самарской стоматологической клинике погиб 5-летний ребёнок. И за последние месяцы это не первый случай.
Михаил Мурашко: Данный инцидент сейчас проверяется, результатов проверки пока нет. Мы действительно выявляем всё больше дефектов в оказании помощи пациентам стоматологического профиля. Как правило, они связаны с пренебрежением медицинских организаций к лицензионным требованиям — к помещению и оснащению клиники, наличию соответствующего персонала в штате. Не так давно мы опубликовали цифру: более 30 смертей в год происходит в стоматологических поликлиниках при применении местных обезболивающих, в частности лидокаина. Любой профессионал знает: этот препарат обладает кардиотоксическим эффектом, то есть может вызывать аритмию и даже остановку сердца — это прописано в инструкции. Поэтому, применяя этот препарат, персонал должен быть готов оказать помощь пациенту в случае осложнений. А в идеале — иметь реанимационную бригаду. Понятно, что это возможно только в крупных организациях.
По нашим наблюдениям, крупные больницы и поликлиники более подготовлены к оказанию качественной медицинской помощи. У них другие возможности, а большое количество персонала позволяет оказывать все виды помощи, в том числе реанимационные. Кроме того, многие серьёзные медицинские организации стали вводить внутреннюю систему менеджмента качества, формируют собственные группы экспертов, которые оценивают качество лечения каждого пациента. Чтобы можно было объективно судить, выполнил ли медицинский персонал всё необходимое (бывает, что тяжесть заболевания и индивидуальные особенности организма не позволяют достичь желаемого результата), министерство здравоохранения выпустило приказ о критериях качества медицинской помощи, который вступил в силу с июля этого года. Всего более 2 тысяч критериев, которые постепенно будут погружаться в электронные истории болезни, чтобы руководители отделений, контролирующие организации могли автоматически видеть, качественно ли оказана помощь. Ежегодно более 30 млн. граждан лечатся в стационарах. Невозможно к каждому приставить контролёра. Информационные технологии и внутренняя служба контроля позволяют эту проблему решать.
Внедряются новые технологии, методы лечения, появляются современные лекарства и оборудование. И это отражается на увеличении продолжительности жизни граждан.
— Бывает, что лечат вроде и правильно, но крайне по-хамски относятся. В Сети немало видео, где медик волочит больного в машину «скорой» по земле, другие позволяют себе рукоприкладство.
— Такие случаи, когда кто-то заснял на камеру или телефон неподобающее поведение медперсонала, всегда расследуются. Как правило, принимается решение об увольнении персонала или жёстком взыскании, вплоть до возбуждения уголовного дела, если речь идёт о рукоприкладстве. На это реагируют руководители учреждений или органы управления здравоохранением. Однако такие случаи единичны и не говорят о том, что в целом качество медицинской помощи стало хуже. Наоборот — внедряются новые технологии, методы лечения, появляются современные лекарства и оборудование. И это отражается на увеличении продолжительности жизни граждан. Просто скандальные истории сегодня чаще становятся публичными.
Хочу заметить, что хамство нередко бывает обоюдным. Провоцируют конфликт обе стороны. Врачи «скорой помощи» тоже часто сталкиваются с оскорблениями и даже физическим насилием со стороны пациентов. Вежливость и доброжелательное поведение должны быть обоюдными.
Кто подмочил биографию
— Росздравнадзор регулярно проводит проверки медучреждений, кого-то штрафует. Почему нельзя выкладывать их результаты в открытом доступе, чтобы все могли видеть, где и что нарушают.
— Уже выкладываются. На сайте Генпрокуратуры есть раздел «Единый реестр проверок», где публикуются результаты всех проверок. Это новшество, система работает второй год. Кроме того, на сайте Росздравнадзора можно посмотреть «биографию» каждого лекарства: информацию о производителе, были ли нарекания в прошлом, не забракована ли конкретная серия препарата, не подделка ли это. Такая же информация есть по медицинским изделиям.
— Но какой смысл в плановой проверке, когда учреждение или фармкомпания заранее предупреждается о визите контролёров, и товар показывают лицом?
— Конечно же, в полной мере оценить деятельность предприятия в ходе плановой проверки сложно, потому что к ней готовятся. Причёсываются, выпрямляют спину. Такое мероприятие больше отвечает на вопрос, что может произойти, насколько стабильно работает организация. Однако важно понимать, как система функционирует и в будничном режиме. Поэтому внеплановые проверки также предусмотрены законодательством. А чтобы аптечные организации не расслаблялись, для них тоже вводится новый формат контроля — контрольная закупка, чтобы обезопасить пациента на всех этапах хранения и отпуска лекарств. Соответствующие поправки в закон проходят финальные согласования. Вообще же мы сейчас переходим на риск-ориентированную модель контроля, которая подразумевает, что к добросовестным организациям надзорное ведомство будет приходить крайне редко, раз в 5-7 лет. Зато в случае ненадлежащего исполнения требований контрольных органов будет предусмотрено наказание не только в виде штрафов, но и полной приостановки деятельности организации. Такие изменения в кодекс административно-правовых нарушений прошли первое чтение в Госдуме и, надеемся, в ближайшее время будут приняты.
Сегодня на территории Российской Федерации контроль качества лекарственных средств поменялся кардинально.
— Проверяется ли оборудование — сколько простаивает, правильно ли используется?
— У нас есть отдельное важное направление по контролю за работой и эффективным использованием медицинского оборудования. Аппаратура, которая была закуплена 6-7 лет назад, сегодня вырабатывает свой ресурс. Справедливости ради, в последние годы техника стала работать эффективнее. Объём диагностических процедур и исследований вырос на 50%. Особенно это заметно, когда работа организована круглосуточно. Главное требование к организациям — при закупке нового оборудования обязательно заключать контракты на сервисное обслуживание или создавать собственную сервисную службу, чтобы своевременно устранять недостатки и поломки.
— Многие жалуются: купил лекарство за границей — оно лечит. Приобрёл точно такое же в России — никакого толка, а то и хуже стало.
— Это неправда. Мы проводили сличительные исследования, которые не подтвердили подобные заявления.
Сегодня на территории Российской Федерации контроль качества лекарственных средств поменялся кардинально.
На законодательном уровне внедрен и уже активно применяется Росздравнадзором выборочный контроль качества лекарственных средств -наиболее эффективный метод, позволяющий получать сведения об обращающихся на рынке препаратах, а также проводить мониторинг качества новых продуктов. В любой момент мы можем изъять лекарственные препараты, не ставя в известность аптеку, дистрибьютора или производителя, и провести их проверку. Для этого, в том числе, 12 мобильных лабораторий ездят по всей стране. В этом году мы поставили «на боевое дежурство» новый метод — Рамановскую спектроскопию, которая позволяет расширить список проверяемых препаратов, причём делать это не вскрывая ампулы. В том числе проверять качество субстанций, из которых готовятся препараты. Особенно пристально будут контролироваться производители сложных лекарственных средств, чаще это иммунобиологические препараты. При выявлении нестабильности качества лекарства будем инициировать проверку производства.
Существует система сбора данных о нежелательных реакциях лекарственных средств. Они могут быть связаны как с индивидуальными реакциями пациентов, так и с ухудшением качества препаратов.
Вторая часть работы по обеспечению граждан безопасными и качественными лекарственными препаратами — это их маркировка. Сейчас в эту программу включились 16 производителей, цифровые метки в тестовом режиме установлены на 300 тыс. упаковок. Надеемся, что уже в сентябре этого года гражданам станет доступно мобильное приложение для смартфонов, позволяющее по коду на упаковке считывать информацию о лекарстве (в том числе не была ли данная серия забракована и выведена из оборота после проверки) перед его покупкой в аптеке. Так что каждый сможет убедиться в подлинности и легальности конкретного препарата.
Нужно развивать экономику региона, а не экономить на пациентах. Законодательство в части обеспечения населения лекарственными препаратами должно быть исполнено.
— Почему до сих пор не наладится нормальное обеспечение льготников лекарствами?
— Сегодня на отсроченном обеспечении находится 0,01% рецептов от общего количества выписанных рецептов для льготников.
Существует несколько источников, из которых финансируется программа льготного лекарственного обеспечения. Меньше всего жалоб по обеспечению препаратами пациентов, для которых лекарства закупаются на средства федерального бюджета. Часть граждан обеспечиваются льготными лекарствами за счёт региональных бюджетов. И вот здесь периодически возникает напряжённость — несвоевременно закупили, дефицит средств случился и т.д. В некоторых регионах власти пытаются удешевлять бюджеты на льготное лекарственное обеспечение. Сокращать расходы можно и нужно, если появляются более дешёвые аналоги препаратов. Но нужно развивать экономику региона, а не экономить на пациентах. Законодательство в части обеспечения населения лекарственными препаратами должно быть исполнено.
— Так что делать, если в аптеке отказываются выдать лекарство бесплатно?
— Если лекарства на данный момент нет, аптека имеет право поставить рецепт на отсроченное обслуживание и в течение 10 дней решить вопрос — обеспечить препаратом или заменить его на другой. Если же проблема не решается, пациент имеет право обратиться в территориальное подразделение Росздравнадзора или управление здравоохранением региона — лично или в электронной форме на сайте ведомства. Но сначала лучше всё же обратиться в свою медицинскую организацию — к дежурному администратору, завотделением, главному врачу или его заместителю по медицинской части. У них есть данные по наличию медпрепаратов и возможность оперативно разместить заявку на другое лекарственное средство.
Здоровье даётся человеку один раз, и расходовать этот бесценный ресурс необходимо разумно.
— Что посоветуете читателям?
— Главное — не относиться к своему здоровью как к бесконечному ресурсу, который можно восстановить новыми технологиями и препаратами. Почему-то некоторые наши граждане считают алкоголь универсальным лекарственным средством, которым лечат и простуду, и кишечное расстройство, и стресс. На самом же деле люди, напротив, ухудшают тем самым состояние своего здоровья, у них обостряются хронические заболевания и приобретаются новые: провоцируются приступы бронхиальной астмы, сахарного диабета, артериальной гипертонии, развивается болезнь печени.
Не заниматься спортом, питаться чем попало, курить, злоупотреблять алкоголем, а потом прийти в поликлинику и «зарядить батарейки» не получится. Здоровье даётся человеку один раз, и расходовать этот бесценный ресурс необходимо разумно.