Сергей Колесников, академик РАМН, член Президиума РАМН, сопрезидент движения «За сбережение народа»:
- Хотя в вузах в этом году на одно бюджетное место в среднем претендовали 15 человек, да и платные места моментально заполнились.
Многие не понимают: на каком этапе возникает такой чудовищный дефицит? Медвузов в стране хватает, недостатка в абитуриентах они не испытывают, каждый год выпускается армия новоиспечённых медиков.
Поскольку обязательное распределение в России давно отменено, до тех мест работы, где врачи в дефиците, выпускники не доезжают. Теперь молодой специалист, даже обучавшийся за счёт бюджета, волен идти работать куда угодно. Понятно, что молодые люди не едут трудиться за копейки ни в деревни, ни в малые города и уж тем более не выстраивается очередь из желающих проявить себя на тяжёлых участках (в той же «скорой помощи»). Они предпочитают места в фармацевтике, в лучшем случае идут в косметологию или частную медицину, где и так переизбыток кадров.
Бороться с неравномерным распределением медицинских работников пытаются давно. В Госдуме с 2000 года раз пять рассматривался законопроект о социальных образовательных кредитах для студентов, поступивших в вузы на бюджетные места, - подобные кредиты предполагали обязательную отработку там, куда их отправит государство. Закон так и не был принят.
Раньше молодым специалистам предоставляли жилплощадь, к ним проявляли уважение. Теперь вновь вернулись к идее экономического стимулирования: молодым врачам, кто готов работать на селе, выплачивают подъёмные в 1 млн руб. и дают жилищные кредиты.
Без материальной заинтересованности преодолеть дефицит врачебных кадров вряд ли удастся. Ведь выпускники медвузов не едут в отдалённые регионы и сельскую местность прежде всего потому, что там не созданы условия не то что для нормальной, но вообще хотя бы сносной работы и жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции