Операции без скальпеля. Хирургия становится бескровной

Наш эксперт – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник НОЦ абдоминальной хирургии и эндоскопии РГМУ им. Н. И. Пирогова, хирург-эндоскопист ГКБ № 31 Михаил Тимофеев.    
   

Сначала операционные разрезы стали просто уменьшаться в размерах, затем превратились в едва заметные проколы. В последнее же время активно развивается тенденция вовсе не оставлять на теле пациента никаких следов от произведенного вмешательства.

Оставив легкие следы…

Операции на органах брюшной полости через проколы (то есть лапароскопия) сегодня уже не считаются инновационными и редкими. Так, например, в гинекологии с их помощью можно излечивать до 90% заболеваний. Как и большинство других хирургических вмешательств, лапароскопию проводят под общим наркозом. В передней брюшной стенке делают 3–4 глубоких прокола около 1 см в длину. Затем с помощью специального прибора – лапарофлятора – в брюшную полость нагнетают углекислый газ, который приподнимает брюшную стенку, тем самым «открывая» глазу хирурга операционное поле. Через другой прокол вводится оптический прибор с источником света. Оптика соединяется с видеокамерой и далее с экраном монитора, куда выводится детальное цветное изображение внутреннего органа. Оперируя, врач глядит не столько на больного, сколько на монитор, где отражается весь ход операции.

Плюсы лапароскопии: экономия времени, меньшая операционная травма, небольшие кровопотери (в 10 раз меньше, чем при обычной хирургии), редкие осложнения, более короткий реабилитационный период, отсутствие послеоперационной боли и рубцов на теле.

В последние годы многие хирурги стали по возможности максимально сокращать количество операционных доступов. Так, лапароскопическую холецистэктомию, которую изначально выполняли с применением четырех проколов, стали делать уже с помощью двух, с использованием очень тонких инструментов.

В замочную скважину

Но и двух отверстий хирургам показалось много. И тогда возникла новая технология в хирургии брюшной полости – метод единого лапароэндоскопического доступа (обозначается аббревиатурой LESS, SILS и др.). Наиболее часто такие операции проводят путем введения единого порта и затем видеоэндоскопа через пупочное кольцо. Эта зона была выбрана благодаря подходящим анатомическим особенностям ее строения (минимум мышечных тканей, наибольшая удаленность от других отделов брюшной полости и возможность идеально замаскировать послеоперационную ранку). Но можно сделать единый доступ в любой другой области передней брюшной стенки в зависимости от предполагаемой операции.

   
   

По сравнению с традиционной лапароскопией в этом случае требуется всего одно отверстие длиной 2–2,5 см. Туда помещается специальный порт, а через него вводятся все инструменты-манипуляторы. Через этот доступ можно не только производить операцию, но и доставать удаленные ткани или даже целый орган, что, например, и делается при холецистэктомии (удалении желчного пузыря). После операции хирург ушивает пупочное кольцо, наложив на него несколько саморассасывающихся швов. В результате пупок пациента может стать даже краше, чем был. А следов от произведенного вмешательства даже самый гениальный сыщик не найдет.

Через потайной вход

Наконец, сегодня известны и эндоскопические операции по NOTES-технологии, где вход инструментам хирурга «отворила» сама природа (такие вмешательства могут производиться через влагалище, пищевод, прямую кишку, мочевыводящие пути или через комбинированные доступы). В этом случае никаких дополнительных отверстий делать вовсе не приходится. Особенно активно такие технологии начинают применяться в гинекологической и абдоминальной хирургии (то есть на половых органах и на органах брюшной полости).

Читайте в соцсетях!