«Дорожная карта» – это комплекс мер, предложенный Минздравом для развития регионального здравоохранения на 2013–2018 годы. По мнению специалистов, существующий план мероприятий имеет ряд недостатков, для исправления которых был создан проект «Главная дорога».
Белые пятна
– Программа «Главная дорога» была придумана для того, чтобы отразить основные пробелы в программе модернизации здравоохранения.
Главная проблема, с которой на сегодняшний день приходится иметь дело и врачам и пациентам, так называемые неинфекционные заболевания – сахарный диабет, болезни сердца и сосудов, онкологические заболевания и болезни легких. Эти четыре группы заболеваний чаще всего становятся причиной смертей и инвалидностей.
Именно на борьбу с ними должна быть направлена основная часть финансирования и другие усилия по изменению существующей системы здравоохранения.
Кроме того, нужно создание работающей системы профилактики. Правда, нужно быть готовыми к тому, что эффект от профилактических мер появится не раньше, чем через десять лет после их внедрения. Но это вовсе не значит, что заниматься профилактикой не нужно. На сегодняшний день в нашей стране 2,5 миллиона человек имеют онкологическое заболевание. При этом каждая третья упаковка лекарств покупается за счет больного. Часто, чтобы сэкономить, люди вынуждены покупать более дешевые и менее эффективные средства. Если в США, например, рак груди вовсе не считается фатальным диагнозом, то в нашей стране женщины с таким диагнозом в среднем погибают в течение пяти лет. И уровень доступности лечения рака молочной железы часто низок даже в регионах с бездефицитными бюджетами. Это связано в первую очередь с тем, что власти уделяют недостаточно внимания ранней диагностике и информированности населения.
Проблемы и решения
– При создании «Дорожных карт» необходима консолидация усилий врачей, пациентов, фармацевтических компаний, социальных работников.
Самая главная болевая точка существующей системы – фрагментарный взгляд на проблемы здравоохранения. Государство выделяет финансирование на лечение того или иного заболевания, но при этом не принимает комплексных мер, которые затронут всю систему медицинской помощи.
С проектом «Главная дорога» мы пытаемся осуществить трансфер инициатив из федерального центра в регионы. Мы помогаем местным властям с экспертными оценками, проводим обучение персонала в больницах и поликлиниках, стараемся наладить информирование пациентов о возможностях лечения их заболеваний, собираем статистику.
Наша задача сделать «Дорожные карты» ближе к реальной ситуации в регионах.
Деньги тратят не туда
– После того как средства на модернизацию системы здравоохранения в регионах были выделены из федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования, казалось бы, ситуация в регионах должна сдвинуться с мертвой точки. Но, к сожалению, перспектива развития региональных систем здравоохранения выглядит совсем не радостной. Дело в том, что проект, разработанный Министерством здравоохранения и «спущенный» в регионы, имеет социальную направленность. То есть большая часть средств, выделенных федеральными властями, будет направлена на повышение зарплаты врачам, а собственно на модернизацию больниц, создание системы профилактики заболеваний и информирование населения останется не более четверти выделенных денег.
Кроме того, часть финансирования все же приходится на региональные бюджеты. А когда хотя бы одним из источников средств становятся местные бюджеты, прогнозы развития здравоохранения становятся неутешительными. Дефицит средств в региональных бюджетах сохраняется, а рост социальных обязательств перед врачами лишь усугубит ситуацию.
В существующем проекте «Дорожных карт» не учитывается, что в разных субъектах Федерации требования к финансированию программ модернизации здравоохранения различны. В ряде регионов после выплаты зарплат врачам на модернизацию системы здравоохранения остается лишь 8–10% средств. На многих территориях льготные категории граждан не получают нужных им препаратов по программе Обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). Льготных препаратов не хватает даже диабетикам и онкобольным. Разница в стоимости лекарств в различных регионах огромна – она достигает 160 раз! То есть где-то выписывают действительно серьезные средства, а где-то пытаются обойтись препаратами за 500 рублей. Поэтому, чтобы система ОНЛС действительно заработала в регионах, в первую очередь необходимо решить проблему финансирования.
В Российской Федерации, по данным ВОЗ, неэффективные финансовые вложения в здравоохранение составляют от 40 до 60%. Открываются новые медицинские центры, но никто не хочет проанализировать логистику и выяснить, удобно ли пациентам добираться до этого медучреждения, и оценить последующую работу центра. Это нужно делать на местах.
Положительный опыт
– Необходимо менять отношение к пациенту, стараться провести что-то сверх стандартного набора манипуляций. Например, в Красноярске мы провели публичную лекцию, посвященную меланоме, после которой все желающие имели возможность пройти бесплатное обследование. На этом мероприятии был настоящий аншлаг, и в результате у 8 человек мы заподозрили наличие онкологического заболевания. То есть средства, вложенные в рекламу, аренду помещения, уже оправдали себя!
«Дорожная карта» – это набор рекомендаций Министерства здравоохранения, а способы исполнения должны разрабатываться на местах. Например, Красноярский край – единственный в России регион, где врачам доплачивают за раннее выявление онкологических заболеваний. И нашим успехом в борьбе с раком мы во многом обязаны подобным мерам.