Прорва, а не центры
Доводы Минздрава на первый взгляд убедительны.
Но новые центры предназначаются только беременным с осложнениями.
По словам министра В. Скворцовой, таких в стране 60%. К тому, насколько реальна эта цифра, мы ещё вернёмся.
«Клиники высоких технологий для рожениц с осложнениями - это отечественная выдумка, - говорит Павел Воробьёв. - Зачем содержать реанимацию или искусственную почку, которые будут работать раз в месяц? (Интересно, а врач-реаниматолог, другие редкие специалисты в таком случае тоже будут работать раз в месяц? Или бегать по другим больницам в поисках пациентов? А ведь один из главных аргументов при закрытии небольших роддомов как раз и звучал так: мало пациенток, врачи теряют квалификацию. - Ред.)
В развитых странах роддома строятся внутри крупных госпиталей, где все эти высокие технологии и так есть и постоянно действуют. В России же сложилось недопустимое деление здравоохранения на три уровня - муниципальный, субъектовый и федеральный. Новые центры - это третий уровень помощи, они не привязаны к здравоохранению региона. Жители вынуждены выбивать направления, чтобы там лечиться».
В одном из роддомов Ростовской обл. на днях погибли мама и малыш. Говорят, женщина собиралась рожать в новом перинатальном центре, но не успела - местные врачи слишком долго собирали сопроводительные документы. Проверяют следователи и роддом г. Гукова, где недавно умерли 4 новорождённых. По словам родителей, направление в перинатальный центр они получить не смогли.
Между тем многие новые федеральные центры дублируют друг друга. В Волгограде построили новый центр для рожениц и беременных, когда рядом, в Волжском, был такой же, тоже в статусе областного. То же в Чите и Сочи. Средняя мощность - 150 коек. Где найдут столько тяжёлых беременных, недоношенных младенцев, которым потребуются реанимация и выхаживание? Ведь подавляющее большинство женщин (несмотря на статистику Минздрава - 60%) всё же рожают сами и нормальных детей.
Безнаказанно
Если в нужности такого количества дорогостоящих центров есть сомнения, то в полезности их для лиц, причастных к освоению сумм, сомнений никаких. На их строительстве есть возможность воровать миллиардами. Эпопея началась ещё в 2006 г. - тогда было подписано постановление о строительстве 15 центров. Ни один из них не был запущен в срок. К 2011-му едва осилили половину. Ещё 4 сдали в прошлом году. В Калининграде и Ижевске свежеотстроенные центры тут же закрыли на капремонт - лечиться в них было опасно. Проверки Счётной палаты и прокуратуры показывают: сметы на строительство и закупку оборудования завышаются в разы, где-то купленное дорогущее оборудование свалено на складах, потому что… не успели построить для него помещение. Министерство переводит стрелки на экспертов: «Смету на строительство утверждает Главгосэкспертиза, а не Минздрав».
По словам Л. Попович, это безумно коррупционная сфера: «Эксперты действуют безнаказанно, мы никогда не найдём ни автора, ни самих расчётов строительства. Должна быть открытость - кто конкретно неправильно рассчитал. Прежде чем выделять деньги, надо рассмотреть альтернативные проекты, получить не менее двух независимых оценок каждого».
Но почему же этим не озаботились заранее? Почему понадобились вмешательство президента и скандал в СМИ, чтобы перестали превращать стройки в чёрные дыры? А на подходе ещё одна финансовоёмкая идея - всеобщая диспансеризация. У чиновников такой стиль работы - учиться на собственных ошибках. Так было с донорами, у которых отняли денежное вознаграждение, а через пару месяцев поняли: так страна останется без донорской крови. Или с введением новой системы оплаты труда врачей, когда многие медики вместо прибавки стали получать ещё меньше. За эти ошибки люди расплачиваются здоровьем.