Как депутатов вводят в заблуждение?
В ноябре 2013 года Государственная Дума приняла поправки к закону «О рекламе», регламентирующие рекламу медицинских услуг (№ 317-ФЗ от 25.11.2013 г.). С 1 января они вступили в действие. И менее чем через четыре месяца депутаты вновь возвращаются к этой теме и рассматривают новый законопроект, который снимает запрет на рекламу медицинских услуг.
Действительно, те поправки наделали много шума. Медучреждения дружно вопрошали: «Как мы расскажем о своих возможностях, если говорить о них нам теперь запрещено?» Потенциальные пациенты лишались основного в нынешних условиях средства получения информации о клиниках и их услугах.
Один из инициаторов последних поправок, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья депутат Сергей Калашников, этим и объяснил ситуацию, не слишком благоприятно иллюстрирующую уровень компетентности законодателей. Представляя законопроект 22 апреля на пленарном заседании палаты, он сообщил: практика применения предыдущего закона получилась такова, что «буквально парализовала рекламу государственных услуг», поскольку «оказалось, что клиника не может рекламировать свои услуги — МРТ, стоматологию и т. д.». Вот почему приходится снова разрешать лицензированным клиникам рекламировать свои услуги.
Поправки уже приняты в первом чтении. Но если внимательно вчитаться в текст законопроекта, то оказывается, что одновременно с возвращением рекламы медицинских услуг вводится запрет на… рекламу медицинских изделий.
В действующей редакции федерального закона (ч. 8 ст. 24) закреплено, что «реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики и диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».
В новой редакции фраза «для использования которых требуется специальная подготовка» исключена. Соответственно, реклама всех медицинских изделий оказывается под запретом. Чем можно объяснить этот запрет и с чем он связан? Скорее всего, после принятия поправок уже производители медицинских изделий обратятся к законодателям с жалобой на ухудшение ситуации на рынке.
О памперсах — ни слова
Какие же изделия, согласно закону, считаются «медицинскими» и кто является их производителем?
Медицинские изделия — очень широкая категория товаров, в которой выделяют целую группу потребительских медицинских изделий. Это тонометры, глюкометры, обыкновенные термометры, приборы физиотерапии для домашнего использования, тренажёры для ЛФК в домашних условиях, средства ухода за новорождёнными — те же памперсы, бутылочки, соски, даже предметы личной гигиены.
Может ли реклама этих товаров нанести какой бы то ни было вред нашему здоровью? Даже если не брать во внимание памперсы и термометры, а обратить взор на аппараты и устройства, то все они прошли необходимые испытания и разрешены Минздравом РФ для домашнего использования, которое становится насущной необходимостью. Ведь каждый день на процедуры в поликлинику ездить сложно — как в большом городе, так и в малой деревне.
«В последнее время Минздрав ужесточил испытания и регистрацию именно изделий портативной медицинской техники и медицинского назначения. Пройти сито отбора практически невозможно без доказательств эффективности и безопасности изделия», — пояснили на одном из ведущих российских предприятий.
Добросовестные российские производители, так же как клиники после принятия ноябрьских поправок, сейчас задаются вопросом: как в случае принятия нового закона рассказать людям о своей продукции, добро на выпуск и продажу которой есть, а на её рекламу не будет? У Минздрава нет обязанности оповещать народ о таких новинках. Понять, чем одни подгузники отличаются от других, какая конструкция зубной щётки удобнее в пользовании, какой массажёр компактнее, многие могут только благодаря рекламе.
Очевидно, что значительные убытки от сокращения продаж (неизбежного при запрете рекламы) понесут все производители медицинских изделий. В свою очередь, сокращение доходов обернётся сокращением рабочих мест, снижением уровня жизни работников отрасли. В основном это российские предприятия, среди которых есть и градообразующие.
Средства массовой информации также понесут потери. Сокращение доходов от продаж рекламы оценивается примерно в 20 %. СМИ тоже можно отнести к российским производителям, которые живут за счёт рекламы. К убыткам надо готовиться и другим смежным отраслям, например продавцам медицинских изделий.
Смотрите также:
- Страсти по рецепту. Когда аптекам надо готовиться к контрольным закупкам →
- Медиков предлагают штрафовать за задержку выписки обезболивающих →
- Госдума рассмотрит вопрос отмены ОМС для безработных →