Эрнст Мулдашев: спекуляции на тему трансплантации угрожают жизни людей

Эрнст Мулдашев. © / Андрей Старостин / РИА Новости

В последнее время в печати появились статьи с заголовками «В морге расчленяют трупы людей» или «В морге потрошили трупы, чтобы отправить на продажу органы покойных».

   
   

Это больно ударило по лечебным учреждениям страны, для которых трансплантация тканей от умерших людей - порой последняя надежда спасти безнадёжных больных. За разъяснениями мы обратились во Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Минздрава РФ, который имеет большую практику по трансплантации тканей в стране (более 10 000 операций в год). На вопросы «АиФ» ответил профессор Эрнст Мулдашев, генеральный директор центра, доктор медицинских наук.

«Живая» почка и «мёртвая» кость

Евгений Иванов, «АиФ»: Эрнст Рифгатович, пересадка тканей и органов от умершего человека живому всегда считалась верхом хирургии. Но как можно пересадить «мёртвый» орган?

Эрнст Мулдашев: При пересадке органов (почки, сердца, печени и др.) главным является определение факта и времени смерти донора, чтобы взять орган максимально жизнеспособным. Органы забираются, как правило, в больницах. Сейчас Минздрав РФ разработал новую и весьма прогрессивную версию закона о пересадке органов, что должно увеличить количество оперированных больных в стране.

Трансплантация тканей - это пересадка частей тела человека: костей, роговицы глаза, сухожилий, фасций и многого другого. Здесь не очень важна исключительная жизнеспособность донорского материала, потому что он стерилизуется и консервируется. Поэтому забор производится в морге во время планового вскрытия умершего человека. 95 институтов России и множество клиник применяют трансплантацию тканей в офтальмологии, ортопедии, травматологии и других областях.

- Как к трансплантации относятся религии?

   
   

- Стоит только привести слова Патриарха всея Руси Кирилла: «Мёртвые по христианскому закону Любви должны служить живым». То же самое говорит Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Есть принцип «De мortue ad vivum», что с латыни переводится как «Мёртвые служат живым». Он свят для медицины всего мира.

- Тогда почему раз за разом возникает вопрос о продаже тканей и органов? Неужели врачи на самом деле занимаются этим?

- В процессе трансплантации задействованы как минимум 18 специалистов различного профиля: это и забор тканей во время вскрытия умершего человека, и отчёт перед прокуратурой о каждом случае, и анализы на инфекции (СПИД и т. п.), и транспортировка, и организация операционной бригады, и многое другое. К тому же здесь работает элита хирургии, которая не пойдёт на сомнительные сделки из-за своего высочайшего профессионализма, достижению которого была посвящена жизнь. В таких условиях «заказать себе» ткань или орган просто невозможно. Оплачивается в законодательном порядке лишь труд по забору тканей, проведению анализов и тому подобное. А это очень небольшие деньги.

Зато для непрофессиональных в этом отношении некоторых представителей правоохранительных органов и журналистов «смачное дело врачей» кажется верхом карьеры и популярности. Никто даже не задумывается, что такой популизм остановит работу хирургов, а это повлечёт за собой смерть или слепоту больных. Порой такие «дела» длятся годами, результат которых один - продажу тканей или органов доказать не удалось. А вот о тысячах умерших или ослепших больных, не дождавшихся помощи, никто и не вспоминает. Какая-то чёрная аура нависла над этим надуманным мифом.

В последнее время нападки идут в основном на морги, когда «мастера пера», называя вскрытие «расчленением трупа», стали сильно мешать работе судмедэкспертов - врачей, на которых возложены две функции: определение причины смерти и забор донорских тканей для трансплантации.

Смакование пресловутого вопроса о продаже тканей привело, например, к такой ситуации. Именно в России благодаря знаменитому медику В. П. Филатову родилась операция пересадки роговицы. В нашу страну стали съезжаться люди со всего мира. А сейчас статистика совсем иная. Вот данные 2010 года: в России сделано всего 3000 пересадок роговицы, в то время как в США 100 000, а в Италии 50 000. Наши люди остаются слепыми. «Досмаковались», как говорится!

Полмира лечится в России

- Вы изобрели биоматериал «Аллоплант». Это тоже трансплантация тканей?

- «Аллоплант» делается из тканей умерших людей. В этом случае нет реакции отторжения, а после пересадки запускается рост своих человеческих тканей. На месте одного «Аллопланта» растут кровеносные сосуды, на месте второго - склера глаза, на месте третьего - кость и т. д. То есть имеет место регенеративная хирургия, или хирургия по «выращиванию человеческих тканей», которая позволяет лечить пациентов, считающихся безнадёжными. Лидер здесь Россия. И не зря в наш центр стекаются пациенты не только со всей России, но и со всего мира (57 стран). 605 клиник России используют эту технологию. Прооперировано около 2 миллионов человек.

- А если случится так, что из-за гонений на морги не будет хватать биоматериала?

- Жертвами станут больные. Вчера я посмотрел наш операционный лист: было прооперировано за день 52 человека из 6 стран (Гонконг, Германия, Италия, Украина и др.) и из очень многих регионов России, среди которых особо выделялись Сахалин, Камчатка, Якутия и Владивосток. Я представил слепого человека, например с Камчатки, который будет отправлен обратно. Это ужасно. Очередь огромна. Начнутся волнения среди слепых людей. Пойдут обращения в международные инстанции.

- Какой выход вы видите в такой ситуации?

- Очень нужен новый закон о трансплантации тканей, в котором были бы предусмотрены меры наказания за спекуляции на тему несуществующей продажи тканей и органов. Ведь до сих пор не найдено ни одного подтверждённого факта.

Смотрите также: Российскому программисту собираются пересадить голову →