Завоевание Яромира. Школьник из Москвы стал победителем олимпиады по ИИ

11-классник из Москвы Яромир Хрыкин стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту — 2024.

   
   

Это не простое программирование, а разработка решений, которые используют машинное обучение, методы анализа данных. Понятно, что на уроках информатики этому не учат. И тем ценнее победа школьника в такой взрослой и сложной сфере. Как он увлёкся программированием и сколько нужно заниматься, чтобы достичь такого успеха, Яромир рассказал «АиФ».

Базовые программы освоил в 9 лет

Юлия Борта, aif.ru: Яромир, как у вас возник интерес к программированию?

Яромир Хрыкин: С раннего детства заниматься программированием меня побуждал отец. Я делал совсем маленькие программки на «Питоне» (язык программирования. — Ред.), по типу калькулятора. Базовые программы освоил лет в девять. В 11 лет я сделал маленькую программку для распознавания лиц, которая определяла, маска перед тобой или настоящий человек. Потом уже глубокий интерес и желание погрузиться в область искусственного интеллекта у меня появились благодаря урокам Даниила Палеева в лицее.

— Сколько времени в день вы посвящаете занятиям?

— Непосредственно при подготовке к олимпиаде я старался тратить по 8 часов в день и больше. Родители купили мне мощный компьютер, который позволяет заниматься именно задачами с искусственным интеллектом.

— Нужно ли для написания кодов знание математики?

   
   

— Для простых программ — нет. Но для искусственного интеллекта математика очень важна, и только школьной программы недостаточно.

Конечно, важно найти хорошего преподавателя, который тебя поддержит. Я очень благодарен моему учителю Даниилу Палееву, который увидел мой интерес и предложил заняться подготовкой к олимпиаде уже вне школьных уроков.

«Знал, что стану победителем»

— Что было самым сложным? Вы вообще рассчитывали на победу?

— Это моя первая победа. Честно говоря, я рассчитывал на призовое место, но не думал, что стану абсолютным победителем. Наверное, труднее всего было понять, какой самый эффективный метод для решения задачи, выбрать тот нужный, на который ты отдашь всё время.

— Что вы почувствовали, когда узнали, что стали победителем?

— Это было удивительно... Хотя нет, неудивительно — я в принципе знал, что победил. Это было очень приятно и радостно, потому что победа даёт тебе очень много возможностей: не надо готовиться и сдавать ЕГЭ, не надо поступать на платное обучение. Прямо гора с плеч в плане затрат в будущем. Конечно, и родители очень обрадовались.

— Какие у вас отношения со сверстниками? Чувствуете ли конкуренцию или даже зависть?

— Не было людей, которые не поздравили с победой из-за зависти, наоборот, все восприняли эту новость с искренней радостью. Конкуренцию со стороны сверстников ощущаю не особо сильно. Но если говорить про людей постарше, то да, чувствую, причём огромную. В ИИ-индустрии много сильных и талантливых людей.

— Вы ещё чем-то увлекаетесь?

— Увлекаюсь авиамоделированием. Участвовал в нескольких олимпиадах, включая всероссийскую. Раньше занимался хоккеем на любительском уровне. Потом на учёбу стало уходить много времени, и хоккей пришлось забросить. Но спорт научил упорству в достижении целей.

— Любимый фильм, книга?

— Любимая книга — «Преступление и наказание», а фильм — «Интерстеллар». Но моё самое любимое произведение — это компьютерная ролевая игра Disco Elysium.

— У вас есть кумиры? Для многих школьников это, например, Павел Дуров.

— «Не сотвори себе кумира» — я полностью солидарен с этим изречением. Хочу следовать своим идеям и целям.

— Куда пойдёте после школы?

— Планирую поступать в Высшую школу экономики на факультет компьютерных наук, на направление «Прикладная математика и информатика». Либо в Центральный университет, это второй вариант.

— О чём мечтаете?

— Мечтаю открыть свою компанию по разработкам в области искусственного интеллекта, нейросетей. Пока не могу чётко определить, какая конкретно это будет сфера. За любую готов взяться, мне всё интересно.

— Что посоветуете ребятам?

— Для победы надо очень много опыта. Самое главное — это хороший навык решения задач. Можно использовать ресурсы в интернете, там есть специальные платформы для тренировок.

Комментарий

Три слагаемых успеха

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. В него также включена работа по совершенствованию системы олимпиад школьников. А как выявлять и развивать таланты в программировании?

— На мой взгляд, определяющими являются три составляющие, — говорит тренер олимпиадников, преподаватель лицея ВШЭ, специалист по автономным технологиям в «Яндексе» Даниил Палеев. — Во-первых, базовое умение программировать. Во-вторых, хорошее знание математики. Лучшие результаты чаще всего у выпускников матшкол. Математика помогает понимать, как всё работает. Я не боюсь рассказывать математику университетского уровня школьникам, и отчасти в этом залог победы Яромира. В-третьих, важна заинтересованность. У меня немало сильных детей, но Яромир выделялся именно тем, что был очень увлечён и мог спокойно посвящать решению задач целый день. Безусловно, хорошо иметь врождённый талант, предрасположенность к разработкам в области ИИ. Но многое зависит от самого ребёнка. Если ему это действительно нравится, он всегда найдёт информацию, как и где чему-то научиться, найдёт людей, которые помогут.