Чего хочет абитуриент-2012?
По оценкам экспертов, в число самых желанных для абитуриентов областей деятельности по-прежнему входят финансы, юриспруденция, медицина и, как ни странно, театр. С другой стороны, творческие, публичные профессии всегда привлекают молодежь. Конкурс на факультет международных финансовых отношений Финансового университета в этом году составил 120 человек на одно бюджетное место, в Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова («Первом меде») на примерно 3000 бюджетных мест претендовали почти 30000 человек. Даже сложное ремесло артиста привлекает абитуриентов: на 29 бюджетных мест в ВТУ имени Щепкина нашлось 1900 желающих.
После долгого засилья гуманитарных наук будущие студенты стали больше интересоваться техническими специальностями. Как рассказал журналистам Александр Сигов, ректор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), на факультете нанотехнологий в этом году конкурс составил 31 человек на бюджетное место.
Все более возрастает интерес будущих студентов к работе в сфере медиа. Стабильно увеличивается число желающих учиться вузах, предлагающих обучение по направлениям журналистики, рекламы и PR, современных технологий связи. Это совсем неудивительно. По прогнозам экспертов, позитивные тенденции в технологическом и экономическом развитии медиасферы сохранятся в течение ближайших 15-20 лет, и фундаментальное научно-практическое образование в этой области будет только расти в цене.
Однако на фоне этой светлой перспективы все же есть и свои проблемы. Вот как оценивает текущую ситуацию Мария Штейн, телеведущая, журналист (каналы НТВ, Культура, РЕН-ТВ):
«Родители уверены: чадо поступило на журфак, пройдет пять-шесть лет, получим диплом, и все телеканалы и радиостанции откроют перед нами свои двери. А в итоге - бесполезные скитания по кастингам и безжалостные строчки в описании вакансий: "обязательный опыт работы". Но как, мы же только отучились, какой опыт работы? Откуда? В этом-то все и дело. Медиа – это не та сфера, которая может быть ограничена только академическим подходом, стенами аудитории вуза. Главное - практика, и чем раньше вы ее начнете, тем быстрее профессия начнет открывать перед вами свои секреты. Практика необходима. Мне сразу же могут возразить... мол, а зачем нам тогда вузовское образование? Всему и научимся на практике. А вот тут совсем другое дело. Посмотрите, какое количество безграмотных, не обладающих харизмой, косноязычных репортеров, например. Не говоря уже о мастерстве правильно составленного материала, начиная от сбора информации и заканчивая готовым репортажем, статьей или даже книгой. Только тогда, когда студент сумеет весь свой багаж высшего образования виртуозно применять на практике (а, согласитесь, лучше это делать поэтапно, уже с первого курса) - вы сможете добиться в профессии главного».
Все те, кто уже закончил обучение в университетах, знают, как тяжело было совмещать учебу на дневном отделении с получением практических навыков. Работодателей не устраивал выход на работу несколько раз в неделю или только по вечерним часам, преподаватели настаивали на посещении всех лекций и семинаров. И зачастую выбор делался в пользу работодателя, а получение теоретических знаний проходило в авральном режиме, за два дня до экзамена.
Сейчас ситуация имеет все шансы измениться. Переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат-магистратура) предполагает не просто увеличение срока обучения, но и новую систему оценки успеваемости. В нее уже с первого курса закладывается внимание к практическим навыкам. То есть, не проходя практику на регулярной основе, студент не сможет рассчитывать на высокие баллы. Но также он не сможет и получить «красный диплом» только на основе сданных на «отлично» экзаменов: система учитывает всю работу в течение года.
Учиться и работать
Под новые требования подстраиваются все вузы: и вновь созданные, и старейшие, с богатой историей. Так, Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова (МГУП имени Ивана Федорова), признаваемый как один из центров формирования образовательной и научной среды в современной медиасфере, основным фактором успешной приемной кампании - 2012 (минимальный проходной балл в университет составил 135 против 94 в прошлом году, а минимально необходимый балл для поступления на факультет журналистики был 313 баллов) называет политику тесного взаимодействия студентов с будущим работодателем, ориентацию на рынок при подготовке специалистов.
«Мы должны формировать свои учебные программы, отталкиваясь не от собственных представлений о потребностях рынка, а от реального запроса, который должен поступать от актуальных, действующих предприятий. Нужно ориентировать специализации на конкретные запросы конкретного работодателя», - подчеркивает ректор МГУП имени Ивана Федорова Константин Антипов.
В вузе активно работают над расширением возможностей для студентов – они получают шанс учиться не только теории, но и применять знания на практике, уже начиная с первого курса, в лучших СМИ, издательских предприятиях и рекламных агентствах страны.
«Студенты МГУП имени Ивана Федорова, посетившие РИА Новости весной этого года, назвали агентство «мощной стартовой площадкой», - рассказал Валерий Левченко, заместитель Главного редактора РИА Новости. - Полагаю, что они поскромничали. Ведь для студента стартовая площадка – это, прежде всего, родная alma mater. Достойно, что Университет Печати предпринимает стратегические шаги по обеспечению своего лидерства. В первую очередь, в передаче знаний работникам печатной информационной индустрии будущего».
Все работодатели медиасферы отмечают недостаток высококвалифицированных и способных быстро обучаться кадров. На каждую вакансию откликаются десятки человек, а найти среди них грамотного редактора, журналиста, менеджера по PR, специалиста по современным печатным технологиям – крайне сложно. Для тех, кто в этом году начинает учебу, это скорее хорошая новость. У них есть хороший шанс получить и теоретические, и практические навыки, избежав ситуации, когда работа мешает учебе и наоборот.
Смотрите также:
- Кондитер с дипломом вуза. Прикладной бакалавриат - новая веха в образовании →
- Зачем нам магистры?«Круглый стол» - о высшем образовании →
- Высшее образование: проблемы и перспективы →