Ученики 11-х классов уже вовсю готовятся к ЕГЭ, чтобы поступать в университеты, и для них есть хорошая новость. На предстоящий учебный год количество бюджетных мест в вузах увеличено, правда в основном в регионах. Тем не менее выше шансы поступить тем, кто мечтает учиться на врача, айтишника, педагога, инженера в строительстве, энергетике, сельском хозяйстве или на транспорте.
В частности, 160,3 тыс. выпускников школ смогут учиться на бюджетных местах по IT-специальностям с 2023/2024 учебного года, что на 14,88 тыс. мест больше, чем в нынешнем году. Тем, кто мечтает о медицине, предоставят 54,6 тыс. бюджетных места — на 9,7 тыс. больше. Будущим учителям выделено 75,8 тыс. бюджетных мест (на 9,2 тыс. больше).
Более того, на медицинские специальности (а они до сих пор лидируют по популярности среди абитуриентов) можно поступить вне конкурса, по целевой квоте. И в 2023 году квоты на некоторые медицинские специальности опять увеличились, например, в педиатрии (до 76% от всех мест) и стоматологии (до 61%). А вот при обучении в ординатуре целевой приём иногда доходит до 100%, это значит, что выпускники имеют обязательства пойти на работу в конкретное медучреждение после окончания ординатуры. Причем Минздрав уже разослал в подведомственные медвузы указание не принимать в ординатуру студентов, не выполнивших обязательства по договорам на целевое обучение, кроме тех, кто продлевает договор с тем же заказчиком. Направляет на целевое обучение регион и медучреждение, где требуются специалисты. После обучения выпускник медвуза обязан отработать там не менее 3 лет.
В 2023 году также могут расшириться квоты на целевое обучение по инженерным специальностям, чтобы обеспечить специалистами предприятия страны. В 2022/2023 учебном году «целевиков» среди инженеров было около трети. В некоторых направлениях, таких как самолетостроение, инженеры в области железнодорожного транспорта, строительстве мостов, ракетных двигателей, радиоэлектроники и т. д. квота на целевое обучение достигает 60-70%.
И, хотя в последнее время в целевом обучении попытались навести порядок (сейчас выпускники, поступающие на бюджет по направлению от регионов и предприятий, обязаны туда вернуться на работу), проблемы остались.
«Во-первых, даже количество предоставленных по целевому обучению мест не выбирается семьями, потому что не удается найти заинтересованных работодателей, подписать эти договоры, учиться на первой же стадии, — считает Абанкина. — Во-вторых, идя без конкурса на целевое обучение, ребята часто не в состоянии освоить образовательную программу, особенно в области медицины, инженерии. Кто должен возмещать расходы в этом случае? Вуз программу реализовал, но работодатель работников не получает. Да, по договору на семью накладываются штрафные санкции, но поскольку семья не имела возможности платно учить, то у нее и не появилось этих средств».
Более правильное решение, по мнению эксперта, — создавать привлекательные рабочие места для выпускников, предлагать более высокие зарплаты, льготную ипотеку, а если специалист готовится для работы в сельской местности или небольшом городке, еще и создавать условия для активной культурной, спортивной жизни молодого человека, возможности развиваться, строить карьеру.
«Я бы сделала акцент на поддержке предпринимательской активности выпускников, обучении в создании и развитии своих бизнесов, стартапов, поддержки молодёжи в направлении технологического предпринимательства. Это лучше, чем обязательства по отработке как условие обучения за счет бюджетных средств», — отмечает Абанкина.
Стимул и мотивация всегда работают лучше, чем обязанность.