Вузы ждут выпускников. На какие специальности увеличили бюджетные места?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Ученики 11-х классов уже вовсю готовятся к ЕГЭ, чтобы поступать в университеты, и для них есть хорошая новость. На предстоящий учебный год количество бюджетных мест в вузах увеличено, правда в основном в регионах. Тем не менее выше шансы поступить тем, кто мечтает учиться на врача, айтишника, педагога, инженера в строительстве, энергетике, сельском хозяйстве или на транспорте.

   
   

В частности, 160,3 тыс. выпускников школ смогут учиться на бюджетных местах по IT-специальностям с 2023/2024 учебного года, что на 14,88 тыс. мест больше, чем в нынешнем году. Тем, кто мечтает о медицине, предоставят 54,6 тыс. бюджетных места — на 9,7 тыс. больше. Будущим учителям выделено 75,8 тыс. бюджетных мест (на 9,2 тыс. больше).

«Постепенное увеличение контрольных цифр приема на бюджетные места идёт все последние годы, — рассказала aif.ru профессор Института развития образования НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина. — Это делается довольно избирательно. И по направлениям подготовки, и по регионам. Значительное число бюджетных мест предоставляется именно в регионах. Это расширяет доступность высшего образования для ребят, которые до этого могли претендовать фактически только на обучение с полным возмещением затрат. Сейчас у них есть возможность учиться за счет бюджетных средств. Что важно, потому что сегодня все-таки многие семьи испытывают реальное снижение доходов».

Более того, на медицинские специальности (а они до сих пор лидируют по популярности среди абитуриентов) можно поступить вне конкурса, по целевой квоте. И в 2023 году квоты на некоторые медицинские специальности опять увеличились, например, в педиатрии (до 76% от всех мест) и стоматологии (до 61%). А вот при обучении в ординатуре целевой приём иногда доходит до 100%, это значит, что выпускники имеют обязательства пойти на работу в конкретное медучреждение после окончания ординатуры. Причем Минздрав уже разослал в подведомственные медвузы указание не принимать в ординатуру студентов, не выполнивших обязательства по договорам на целевое обучение, кроме тех, кто продлевает договор с тем же заказчиком. Направляет на целевое обучение регион и медучреждение, где требуются специалисты. После обучения выпускник медвуза обязан отработать там не менее 3 лет.

В 2023 году также могут расшириться квоты на целевое обучение по инженерным специальностям, чтобы обеспечить специалистами предприятия страны. В 2022/2023 учебном году «целевиков» среди инженеров было около трети. В некоторых направлениях, таких как самолетостроение, инженеры в области железнодорожного транспорта, строительстве мостов, ракетных двигателей, радиоэлектроники и т. д. квота на целевое обучение достигает 60-70%.

И, хотя в последнее время в целевом обучении попытались навести порядок (сейчас выпускники, поступающие на бюджет по направлению от регионов и предприятий, обязаны туда вернуться на работу), проблемы остались.

«Во-первых, даже количество предоставленных по целевому обучению мест не выбирается семьями, потому что не удается найти заинтересованных работодателей, подписать эти договоры, учиться на первой же стадии, — считает Абанкина. — Во-вторых, идя без конкурса на целевое обучение, ребята часто не в состоянии освоить образовательную программу, особенно в области медицины, инженерии. Кто должен возмещать расходы в этом случае? Вуз программу реализовал, но работодатель работников не получает. Да, по договору на семью накладываются штрафные санкции, но поскольку семья не имела возможности платно учить, то у нее и не появилось этих средств».

   
   

Более правильное решение, по мнению эксперта, — создавать привлекательные рабочие места для выпускников, предлагать более высокие зарплаты, льготную ипотеку, а если специалист готовится для работы в сельской местности или небольшом городке, еще и создавать условия для активной культурной, спортивной жизни молодого человека, возможности развиваться, строить карьеру.

«Я бы сделала акцент на поддержке предпринимательской активности выпускников, обучении в создании и развитии своих бизнесов, стартапов, поддержки молодёжи в направлении технологического предпринимательства. Это лучше, чем обязательства по отработке как условие обучения за счет бюджетных средств», — отмечает Абанкина.

Стимул и мотивация всегда работают лучше, чем обязанность.