Время для укрепления семьи. Врач — о дистанционном образовании

Владимир Трефилов / РИА Новости

Вопрос дистанционного образования, введенного на фоне пандемии коронавирусной инфекции, стал темой № 1 среди родителей школьников. Данная мера вызвала немало вопросов, начиная от состояния здоровья детей до того, насколько такой вариант обучения может быть полезен. Кроме того, у родителей есть немало сомнений по поводу пользы для здоровья из-за длительного нахождения перед компьютером, а также по поводу эмоционального состояния детей, которые сейчас не могут общаться в привычных детских коллективах офлайн. Естественно, на этом фоне интересно мнение представителей врачебного сообщества как тех, кто наиболее грамотно может оценить воздействие дистанционки на здоровье школьников.

   
   

О том, как помочь детям в эмоциональном плане пережить отсутствие привычного общения со сверстниками, а также что позволит сохранить здоровье глаз и почему такая мера необходима, АиФ.ru рассказал д. м. н., профессор, главный врач детской городской клинической больницы №9 им.Г.Н.Сперанского Анатолий Корсунский.

АиФ.ru: Анатолий Александрович, с точки зрения врача насколько сейчас дистанционное образование — необходимая мера?

Анатолий Корсунский: Эта форма, безусловно, является вынужденной. Школьное образование — это не только получение знаний, но и другие стороны: социализация, общение, это дружба, все, с чем связаны воспоминания нас, взрослых, о детстве. Но сейчас это вынужденная мера. Мне кажется, что дискуссии сейчас об обоснованности ее быть не должно, поскольку мы за эти месяцы получили полные доказательства того, что дистанционное обучение школьников привело к существенному снижению заболеваемости среди них. А то, что среди школьников снизилась заболеваемость, значит, что снизилась и контагиозность по отношению к старшему поколению: бабушкам, дедушкам, родителям тоже. То есть мы констатируем факт, что дети болеют реже и болеют, может быть, несколько легче. Но главный фактор — распространение COVID-19 благодаря дистанционному обучению удалось существенно снизить.

— У родителей есть вопросы по здоровью детей, которые сидят во время всех уроков перед компьютером. Как избежать проблем, ведь посещать уроки надо, какие меры позволят разгрузить детей?

— Действительно, это проблема с точки зрения образовательного процесса новая. Но с точки зрения электронных приборов и гаджетов и их влияния на зрение, да и на, может быть, когнитивные функции, это проблема не новая. Нам следует  очень рационально регулировать использование детьми гаджетов. Каждое следующее поколение гаджетов по своим характеристикам является менее вредным, если так можно сказать, чем предыдущее. Данные, скорее всего, будут обновляться на тему того, сколько времени ребенок может находиться сразу. 

При этом мы должны понимать, что всегда были рекомендации делать перерывы, даже при чтении книг. Присутствует необходимость перевода взора на отдаленные объекты. Обязательно в перерыве ребенок должен подойти к окну, посмотреть на отдаленные объекты несколько раз, перевести взор с отдаленных объектов на объекты в комнате также несколько раз. Кроме того, несколько лет назад получили распространение специальные программы для тренировки зрения. Потом о них как-то забыли, но мне кажется, что сейчас, когда дети вынуждены из-за своих школьных предметов сидеть перед компьютерами, придется, видимо, вернуться к тому, что это будет такая физкультминутка для глаз.

   
   

Здесь очень важно, чтобы это все дозировалось, чтобы, когда ребенок сделал уроки, после этого не следовал просмотр фильмов или какая-то игра, после этого должна быть разгрузка глаз. Может быть, попить чаю, может быть, разговор, общение, занятие, не связанное с гаджетом.

Мне кажется, это вполне по силам сделать родителям. И это очень перекликается с проблемами, возникшими у тех, кто находится на удаленной работе. Таких людей все больше и больше, им тоже для поддержания высокой работоспособности нужно обязательно делать перерывы, переключаться, тренировать глаза. Абсолютно те же проблемы. Потому что упереться на 6-8 часов в экран — это значит, что очень скоро работоспособность снизится. И почувствует сам работающий, что его возможности снизились, а этого допустить нельзя.

— Получается, что надо для перерывов продумывать какую-то деятельность, когда можно и с детьми заодно время провести?

— И удаленка как форма труда, и надомное обучение как учение, должны способствовать тому, что появляется такая опция важная в общении родителей с детьми, как совместные прогулки, совместное общение. Мы же в доковидное время все время констатировали, что очень мало бываем с детьми, что очень заняты, у нас очень много важных взрослых дел, а у детей много их важных детских дел. И вот теперь у нас есть возможность непосредственно пообщаться с ребенком, пойти на прогулку вдвоем, медленным шагом, обменяться впечатлениями, рассказать друг другу о чем-то. Общение с родителями — это очень важный момент для создания хорошего эмоционального фона для учебы в том числе. Общение между родителями и детьми является единственным выходом, когда укорачивается день, чтобы избежать стрессов.

Дистанционное обучение, особенно для таких детей, которые привыкли поднимать руку, активно участвовать в уроке, дается сложно. Они оказались в условиях, когда они все это делать не могут, и у них создается ощущение, что они себя не реализуют, что они хуже учатся. Эти все опасения родители должны развеять, они должны морально поддержать детей, а сделать это лучше всего в процессе такого общения, выяснения проблем друг друга. Мне кажется, и взрослым бывает полезно поговорить с детьми, иногда бывают такие нетривиальные решения, которые дети предлагают взрослым, что иногда полезно бывает использовать.

— Какие еще способы в домашней практике можно использовать, чтобы поддерживать положительный эмоциональный фон, снизить стрессовую напряженность?

— Очень важно, например, в эти дни рассказать об истории семьи своей в такой форме популярной, особенно ученикам младших классов, мне кажется, им это будет интересно. Бабушки, дедушки — как и где они жили, учились. Чем больше родители будут общаться с детьми, даже обсуждая уроки, тем это полезнее. Только человеческие отношения в центре, а не концентрироваться на том, что мы утратили, например, что ребенок может меньше общаться со сверстниками живьем. Но и мы ведь тоже с друзьями общаемся меньше, это же тоже потеря. Поэтому дети должны стать нашими друзьями. И внутренние семейные связи станут крепче. Если нельзя навестить бабушку, потому что она в группе риска, то интересно узнать ее биографию, а с ней ведь поговорить можно по телефону. Сейчас телефоны позволяют и сеансы видеосвязи проводить. Услышать от бабушки, какой раньше была ее жизнь. Может, на это раньше не было времени, а сейчас оно появилось. Мне кажется, что надо максимально использовать не только то, что мы потеряли, но и то, что мы приобрели: возможность пообщаться с нашими близкими.