Мудрость — от знаний
«Мудрость поколений» — так называлась одна из секций Форума студентов медицинских и фармацевтических вузов России, который прошёл недавно в Северо-Западном государственном медицинском университете имени И. И. Мечникова.
Другие легенды отечественного здравоохранения и медицинской науки вели разговор со студентами лично. Леонида Рошаля, директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Александра Румянцева, гендиректора Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачёва, Евгения Шляхто, гендиректора Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова, Андрея Каприна, гендиректора Национального медицинского исследовательского радиологического центра, зал встретил аплодисментами и стоя. На встрече обсуждались серьёзные темы: осознание себя в профессии, отношение к пациентам и коллегам, профессиональное совершенствование.
Что значит искусство врачевания сегодня? Как достигнуть высокого профессионального уровня? Об этом студенты размышляли на «круглых столах», выясняли секреты успеха на мастер-классах, где ведущими и экспертами были те, чей авторитет в профессии неоспорим.
Горизонты открываются
«Замечательно, что ваше профессиональное становление связано с особым периодом развития российского здравоохранения, когда оно становится действительно стратегической отраслью, важной для каждого. Сейчас всё направлено на то, чтобы задать очень высокую планку качества подготовки медицинских работников: и врачей, и среднего медицинского персонала», — сказала Вероника Скворцова, министр здравоохранения России, обращаясь к участникам форума, которым предстоит работать в совершенно новой медицине.
«Можете себе представить, что ещё в 2008 г. не было ни одного сосудистого центра. На всю страну — ноль! А сейчас их 540, и все объединены сетью с телемедицинскими возможностями. Было меньше 60 травмоцентров, работавших на ДТП, а сейчас их 1,5 тысячи», — рассказала молодому поколению В. Скворцова. Сегодняшние студенты, конечно, уже не помнят тех времён, когда речь шла не о развитии, а о выживании системы здравоохранения и тех, кто в ней работал. Но достижения последних лет открывают новые горизонты и для отечественной медицины вообще, и для молодых людей, которые только получают врачебную профессию.
«Сегодняшним студентам, — сказала министр, — предстоит работать на новейшем диагностическом оборудовании, использовать результаты самых современных лабораторных и фундаментальных исследований, на компьютеризированных рабочих местах с доступом к электронной медицинской библиотеке, другим информационным базам, а также клиническим протоколам и рекомендациям по порядку оказания медпомощи».
И студенты к этому готовы. Они — дети уже информационного общества и даже не представляют медицины без электроники. Экскурсия по Северо-Западному федеральному медицинскому исследовательскому центру им. В. А. Алмазова, где им показали современнейшее оборудование, очень воодушевила молодёжь.
Эскалатор непрерывного образования
Эти ребята учатся уже по новым государственным стандартам. Им предстоит пройти аккредитацию: сначала — первичную, заканчивая вуз, потом — последующие её этапы. Подготовка профессиональных кадров в здравоохранении, по выражению Вероники Скворцовой, превращается в «эскалатор непрерывного образования».
В нынешнем году первичную аккредитацию пройдут будущие стоматологи и провизоры, а уже в 2017-м — все выпускники медицинских вузов. Фактически, по словам министра, наше здравоохранение переходит на международную систему трёхэтапного экзамена на профессиональную пригодность.
Первый её этап — теоретический экзамен, его сдают в форме тестов. Второй проходит в симуляционно-тренинговых центрах — там сначала отрабатываются, а потом оцениваются навыки, необходимые врачу по его специализации. Ну а третий этап — это экзамен, который используют европейские страны и США. Он включает в себя практическое решение ситуационных задач: актёры исполняют роли пациентов, и молодой врач должен показать, на что способен: правильно собрать анамнез, назначить обследования, поставить диагноз. Будут оценивать даже то, как он разговаривает с «больными».
После перехода на обучение по государственным стандартам третьего поколения лечебной практики у студентов станет значительно больше. Да и вообще, образовательный процесс теперь с 1-го курса ориентирует студентов на работу непосредственно у постели больного.
«Сейчас мы находимся на пике интереса к медицинскому образованию, — считает министр здравоохранения. — В медицинские вузы приходят абитуриенты, которые имеют самые высокие баллы ЕГЭ». А целевой приём, по её словам, уже превысил 50%, в некоторых вузах он достигает и 70-80%, что очень радует министерство. Ведь студенты-целевики по окончании учёбы приходят туда, где уже проходили практику. «Таким образом сформируется приверженность и к профессиональной активности, и к профессиональному долгу», — убеждена Вероника Скворцова.
Со значком на груди
«Значок ГТО на груди у него» — можно теперь сказать о 13 участниках форума. Впервые за 5 лет его проведения студенты не только говорили о здоровье, но и показали, насколько физически здоровы сами.
Вот второй день форума, который совпал со Всемирным днём здоровья. На улицах Санкт-Петербурга, в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях города работали 4 молодёжные команды. Команда в красных футболках провела акцию на Невском проспекте. Там ребята развернули мобильный пункт здоровья — прохожим измеряли артериальное давление и рассказывали о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Студенты раздавали петербуржцам и гостям города информационные материалы о здоровом образе жизни и меняли их сигареты на... вкусные красные яблоки.
Команда в жёлтых футболках побывала в школах. С учениками играли, обучали анатомии и навыкам оказания первой помощи, а также рассказывали, почему надо соблюдать режим дня и правила гигиены. «Зелёные» разделились пополам: одна группа поехала в детский садик — на зарядку с малышами, а другая — в больницу, чтобы поддержать добровольцев, решивших стать донорами. Кроме того, в детском отделении онкогематологии маленьким пациентам вручили «коробки радости» с подарками. Ну а «синие» и «белые» в разных местах города проводили наглядное — на манекенах — обучение навыкам первой медицинской помощи и алгоритму действий в чрезвычайных ситуациях.
И впервые сдавали нормы ГТО по плаванию, прыжкам в длину, бегу, стрельбе из малокалиберной винтовки. А ещё подтягивались, отжимались, делали наклоны вперёд и метали гранату. Свои силы проверили все желающие, но значков ГТО, конечно, удостоились не все, потому что выполнить нормы не очень-то просто.
Смотрите также:
- Солдаты? Генералы! Как новая программа оценки выявит лучших медиков →
- «Крутая фарма». В МГУ открылась необычная фармацевтическая школа →
- Век живи — век учись. Кое-что о последипломном образовании →