Возможности для развития. Зачем математикам музыка и как увлечься физикой?

Человек, успешный в математике, потом будет успешен в чём угодно. © / Фото предоставлено Центром «Полярис-Адыгея»

Благодаря национальному проекту «Образование» открыто уже 44 центра для одарённых детей и молодёжи «Мини-Сириус». Обучение в них бесплатно. К концу 2024 года такие центры появятся во всех регионах страны.

   
   

Как искать таланты

В Центре для талантливых детей «Полярис-Адыгея» в Майкопе, созданном на базе Республиканской естественно-математической школы, школьники могут углублённо заниматься математикой, физикой, химией, информатикой и биологией. Преподаватель математики и методист Нерис Лопес Косме рассказала, как разглядеть талант:

– Наша цель – не отобрать отличников и работать с ними дальше. Научить выполнять какие-то математические операции можно почти любого ребёнка. А решать необычные олимпиадные задачи не каждый отличник сможет. Для этого нужен определённый склад ума, врождённые качества. И вот такого ребёнка найти – дорогого стоит.

– Нерис Иосваниевна, и с какого возраста начинаете искать?

– Попробовать свои силы в олимпиаде могут школьники начиная с 3–4-го класса. Она называется «Ступенька», в ней ежегодно участвуют ­500–600 школьников республики. Есть олимпиада для учеников 5–7‑х классов. По её итогам мы приглашаем победителей обучаться в нашу школу на отделение математики бесплатно. 6-классники учатся дважды в неделю по 90 минут (два урока). С 7-го класса дети делятся на два уровня подготовки. Олимпиадная группа готовится к Всероссийской олимпиаде школьников – 2 раза в неделю по 4 часа. Остальные изучают математику углублённо – раз в неделю 4 часа. Занятия ведут преподаватели Республиканской естественно-математической школы, Адыгейского гос­университета. В июле проходит летняя математическая школа, где с детьми занимаются ведущие математики страны.

– Чтобы найти талантливого ребёнка, нужен не менее талант­ливый учитель...

– Мы проводим серьёзную работу с педагогами. Есть олимпиады по математике для школьных учителей.

   
   

От «Орлёнка» до «Сириуса»

– Важно, чтобы ребёнок не только над формулами сидел, но и развивался гармонично.

– Проводится много меро­приятий. Например, астрономический фестиваль, куда приезжают учёные Специальной астрофизической обсерватории РАН. Дети слушают лекции ведущих математиков страны. Ребёнок может поехать в «Орлёнок» на нашу сентябрьскую смену «Юный математик». Или отправиться в Сочи в «Сириус» на ноябрьскую смену. Когда ребёнок попадает в эту «тусовку», говоря языком детей, он видит много возможностей для развития. Ребята понимают: человек, который успешен в математике, в дальнейшем успешен в чём угодно.

На территории школы есть математический парк, который был открыт в 2018 г. в сотрудничестве с лабораторией популяризации математики Математического института им. Стеклова. Есть проект «Музыка Математического парка». Талант раскроется полнее, если развивать не только логическую, но и эмоциональную сферу.