Москва, 19 мая - АиФ-Москва, Мария Макаревская. В столице проводят интересное исследование, где выясняют, владеют ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное образование, знаниями и умениями, необходимыми для жизни в современном обществе. Во время исследования они выполняют комплексные задания и заполняют анкеты.
«Каждая задача для школьника — это отдельный текст, в котором описывается жизненная ситуация. К тексту прилагаются задания-вопросы различной трудности. По результатам их выполнения оценивается способность учащихся понять проблему и решить ее, используя знания из предметной области», - рассказывает директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
На результаты таких исследований оказывают влияние различные факторы - социально-экономические характеристики семей обучающихся, подходы к организации образовательного процесса. Например, стиль взаимоотношений учителей и учащихся. Поэтому один из разделов анкеты посвящен характеристике семьи ребенка. Это позволяет оценить статус семьи с точки зрения его стабильности, направленности на создание условий всестороннего развития ребенка.
«Вопрос из анкеты: на каком языке вы говорите дома, вполне очевидно направлен на объяснение возможных не очень хороших результатов у детей, для которых русский язык не является родным», - говорит мама учащегося из школы № 1883 Марина Федькина
Кстати, анкеты заполняют не только учащиеся, но и представители администрации школы.
«Это обычная международная практика в серьезных исследованиях качества образования», - полагает директор МЦКО Павел Кузьмин.
Также считает и научный сотрудник центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики, кандидат психологических наук Екатерина Орёл.
«Это исследование аналогично известным международным, которые проводятся в российских школах не в первый раз, не первый год. Исследование позволит сопоставить данные тестирования и анкеты и посмотреть, как от уровня образования родителей зависят успехи детей в обучении, и какие возможности дает материальное благосостояние семей для дополнительного развития школьников», – рассказывает она.
Все данные, полученные в ходе исследования, являются конфиденциальными. Они обезличиваются, в электронную базу вводятся путем присвоения идентификационного номера и никуда не передаются. Информация об отдельных участниках нигде не публикуется, школа получает результаты исследования в целом.
Школы были заранее проинформированы о проведении такого исследования.
Эксперты полагают, что результаты исследования помогут посмотреть на московское образование с точки зрения мировых подходов оценки качества, увидеть действенные образовательные технологии и понять, как каждая школа готовит ребенка к реальной жизни. Результаты исследования также покажут, насколько школа учитывает специфику контингента для достижения максимальных результатов обучения.
Заместитель директора по управлению качеством образования школы № 1883 Светлана Кожевникова рассказывает, как школа проинформировала родителей о проведении такого исследования.
«Разъяснения мы сделали лично на классных часах, в электронном журнале была размещена информация для детей и родителей, по корпоративной почте разъяснения были даны каждому учителю. Получив демо-версию заданий, мы приняли участие во всех совещаниях, учителя-предметники включились в работу и с каждым ребенком еще раз обсудили содержание исследования.
По ее мнению, задачи действительно очень интересные, потому что не всегда на уроках удается такому типу заданий уделить много внимания. Родители присутствовали в школе и в день проведения исследования.
«Понятно, что одних предметных знаний для этого не достаточно. Важно, как ребенок сможет применить их в реальных жизненных ситуациях. На это как раз и были направлены тестовые задачи в исследовании. Анкета у меня также не вызвала вопросов. Об этом нам сказали несколько раз. Очевидно, что такие исследования необходимы для определения реальной картины готовности учащихся к взрослой жизни. Поскольку выборка производится автоматически, нет предвзятости, желания приукрасить ситуацию, к тому же результаты данного исследования не влияют на оценки учащихся», - добавляет родительница московского школьника.
Итогов ждут все: и педагоги, и родители, и сами ученики. Педагоги считают, что результаты исследования станут основой для обсуждения в метапредметных объединениях учителей, поиска направлений повышения квалификации педагогов», - заключила педагог.
«Мы должны думать о конкурентоспособности наших учеников в современном глобальном мире. Поэтому Россия принимает участие в большом количестве международных сравнительных исследований. Наша задача, чтобы московские школьники были готовы к таким исследованиям», - заключил директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
Смотрите также:
- Ставка на инновации. Ректор МГЛУ об аккредитации, науке и восточных языках →
- Проводник в мире возможностей. Каким должен быть классный руководитель? →
- Капитан класса. Московские школьники выбирают терпеливых педагогов →