Но добрые намерения, не подкреплённые методологией и правильно организованным школьным бытом, - ничто.
Услышали друг друга
Диалог власти и родителей
- Какие отзывы от родителей?
- По их словам, они поняли то, в чём самостоятельно разобраться не могли: какие ведомства отвечают за те или иные программы, как всё это работает. И осознали, чем занимается наша ассоциация.
- Как вы сами для себя сформулировали цели этого съезда?
- Это начало диалога власти и родительского сообщества. И он действительно был. Потому что собраться вместе с другими папами и мамами и проговорить свои проблемы - это одно. А общаться с чиновниками, которые занимаются решением наших проблем, - другое. И очень хорошо, что чиновники высокого ранга услышали, что именно волнует родителей, а мы поняли, что люди от власти готовы слушать, слышать и принимать решения, соотнося их с нашими нуждами.
Помочь каждой семье
- Наверняка не все родители имели возможность оставить детей-инвалидов дома одних...
- Мы специально предупредили их на нашем сайте о том, что на съезде будет организована площадка для детей, а в библиотеке завода ЗИЛ шли мастер-классы и был оборудован мягкий уголок. Съезд длился с одиннадцати утра до семи вечера. А дети всё это время были под присмотром и занимались интересными делами.
- Как часто вы собираетесь проводить такие «мегавстречи»?
- Они, надеемся, станут системными, а потому ежегодными. А в промежутке будем решать вопросы каждой обратившейся к нам семьи. Кстати, в работе съезда приняло участие около 1,5 тыс. человек.
Адаптировать программу, а не ребёнка
За одной партой
- Как организована среда для особых школьников?
- Обучение таких ребят идёт по двум направлениям. Первое - инклюзивное образование в чистом виде. В классах рядом со здоровыми детьми учатся дети-инвалиды. С 1 сентября этого года мы специально открыли отделение только для таких детей. И мы сделали всё от нас зависящее, чтобы создать в нём среду, удобную и комфортную для таких учеников.
- Кто там учится?
- Дети с разными диагнозами. Есть детский церебральный паралич, расстройства аутического спектра, есть слабовидящие, слабослышащие, инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Они обучаются в небольших группах, до 8 человек, по специальным адаптированным программам. У каждого родителя, который приводит к нам своего ребёнка, есть возможность выбора: либо в обычном классе, либо в спецотделении.
- Чем адаптированная программа отличается от стандартной?
- По результатам своего освоения не отличается, потому что у нас учатся дети и без нарушений интеллекта. Адаптированность заключается прежде всего в темпах освоения программ - менее интенсивных. И, конечно, в формах обучения: одни предметы дети изучают на дому, другие - в дистанционном, заочном режиме, третьи преподаются модульно и т. д. Всё это помогает лучше осваивать обязательную программу. Существует механизм индивидуального учебного плана. Мы регулярно собираем психолого-педагогический консилиум и, имея на руках план от медиков, где прописаны условия обучения для каждого конкретного ребёнка, вместе с классным руководителем решаем, как учить. Так мы адаптируем его возможности под обязательную программу.
У нас есть специальное оборудование, специальные учебники - например, скоро к нам должны поступить книги для слабовидящих детей. У нас есть столы и стулья-трансформеры, которые регулируются по высоте и наклону. Есть световые, тактильные указатели, все вывески в спецотделении дублированы шрифтом Брайля, есть система звукового оповещения и т. д. Перила на лестнице, пандус - всё приспособлено для тех, кому это необходимо.
Особые учителя для особых детей
- А учителя для особых детей - обычные педагоги, прошедшие специальную подготовку?
- Чтобы сформировать педагогический коллектив для обучения наших необычных детей, мы пошли путём конкурсного отбора. И сегодня в нашем отделении трудятся и учителя, которые раньше преподавали, и те, кого пригласили в результате отбора. Сегодня мы тесно сотрудничаем с Московским психолого-педагогическим университетом и готовим программу повышения квалификации для тех педагогов, которые работают у нас с особенными детьми. Уже прошёл вводный семинар, и я не сомневаюсь, что наши преподаватели эту программу освоят и будут преподавать ещё лучше. А мама одного из детей-аутистов, по профессии педагог, долго сопровождавшая его на занятиях, проведя у нас в школе какое-то время, решила вернуться в профессию - и теперь она один из лучших наших преподавателей в спецотделении.
- Как относятся друг к другу сами дети?
- Дети остаются детьми, а все проблемы - они в головах у взрослых. Они дружат, ссорятся, играют вместе. У них развиваются такие отношения, которые и должны быть у детей внутри коллектива. Так что отношения строятся совершенно нормально и естественно.