В первый класс второй раз. Почему школа перекладывает проблемы на родителей

Вернувшись с работы и переделав срочные домашние дела, многие родители приступают к «третьей учебной смене» со своими чадами. © / istockphoto.com

Начало учебного года заметно портит настроение родителям. День знаний вроде бы считается праздником, но у многих настроение не праздничное, а тревожное — ведь теперь к их обычной работе и домашним делам добавляется ещё и учёба.

   
   

Школьные чаты бьют по нервам

Ожившие после летнего затишья школьные чаты у многих не вызывают ничего, кроме раздражения. Если у вас двое детей-школьников, то чатов минимум четыре — с классными руководителями и отдельно с родителями. Сигналы оповещения о новых сообщениях в телефоне и отвлекают от дел, и действуют на нервы. Теперь всем от вас что-то надо: учителя без конца напоминают про какие-то мероприятия, учебники, собрания^; родители других детей организуют сборы на цветы учителям, дни рождения одноклассников, общие закупки для класса (безусловно, добровольные, ведь в школе запрещено брать с родителей деньги, но всегда найдётся на что скинуться).

Но самое страшное даже не это, а домашние задания — каждый день по нескольким предметам. Выучить вместе с чадом стих, решить уравнение, зарисовать строение ракообразных, написать сочинение...

О том, что родители в процесс учёбы активно вовлечены, напоминают те же школьные чаты. Ни дня не проходит без того, чтобы кто-то не уточнил домашку, не поинтересовался, как решать ту или иную задачу, и т. д. Ну а всевозможные презентации и проекты на заданную тему — это вообще прерогатива исключительно родителей, особенно в младших классах.

Пятёрка маме

Неужели нынешние дети неспособны учиться сами? Способны, особенно при наличии грамотного педагога. Правда, здесь возникает тонкий психологический момент. Учиться — значит в том числе совершать ошибки, находить их и исправлять. Готовы ли родители давать ребёнку право на ошибку? А вдруг он получит двойку? И тогда ещё неизвестно, кто будет больше переживать — ребёнок или родитель.

«Это правда, современные родители не очень любят давать детям право на ошибку, — подтверждает семейный психолог, доктор психологических наук Илья Слободчиков. — Связано это прежде всего с гиперопекой и некоторой гипертревожностью самих мам и пап. В итоге они воспитывают в подрастающем поколении инфантилизм — их дети не хотят, не приучены действовать самостоятельно. Если я, родитель, стараюсь оградить ребёнка абсолютно от всего неприятного, то ему не нужно ни о чём думать, ошибаться, а значит, двигаться вперёд».

Однако примерно к средней школе, а часто и раньше возможности родителей осваивать с детьми школьную программу сходят на нет. Задания сложные, времени уже не хватает. Что делать? Искать репетиторов. Растущий запрос на частных преподавателей свидетельствует о том, что родители не полностью доверяют школе обучение своих детей.

   
   

По данным порталов «Авито услуги» и «Авито работа», спрос на репетиторов в августе 2024 года вырос на 20% по сравнению с августом 2023-го. Чаще всего ищут наставников по математике, русскому языку, информатике, биологии и химии.

Также исследователи отметили, что резко — на 266% (!) — выросло число вакансий для репетиторов в частных образовательных организациях. И зарплаты им стали предлагать более высокие.

А у родителей появился новый повод для тревоги: правильный ли выбор сделали, будет ли толк от потраченных денег или ребёнку нужно совсем другое?

Физрук как математик

Справедливости ради стоит сказать, что в стремлении найти учителей на стороне родители нередко бывают правы. У современной школы действительно есть проблемы с качеством образования, особенно в области точных наук.

«Преподавание естественных наук и информатики находится сегодня в серьёзном кризисе, — считает народный учитель России, член рабочей группы по образованию СПЧ, профессор РГПУ им. Герцена и замдиректора Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Сергей Рукшин. — Причин тому несколько. К принятому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) до сих пор нет нормальных учебников. Сильные учителя сами выстраивают свои программы, а молодому неопытному педагогу приходится лавировать между требованиями стандарта и хотелками родителей. Часть из них желает, чтобы у ребёнка не было двоек, — и неважно, чему научат. А часть — чтобы его хорошо подготовили, но тоже без двоек.

Кроме того, нехватка учителей у нас повсюду. В первую очередь не хватает учителей математики, информатики, физики... Исчисляется этот дефицит по всей стране тысячами. А маскируют его тем, что учителя работают на 1,5–2 ставки, иногда даже больше, чтобы набрать достойную зарплату. Какое при такой нагрузке качество обучения — вопрос риторический».

Профессор приводит красноречивый пример. Если выйти на конечной станции метро «Улица Дыбенко» в Санкт-Петербурге, то направо располагается городская школа. Она полностью укомплектована учителями. А если перейти дорогу, то попадаешь в Кудрово, это уже район Ленинградской области. В областной школе из-за нехватки педагогов уроки математики по очереди ведут учителя рисования и физкультуры. И всё потому, что в Ленобласти зарплаты меньше. «Ко мне обратился родитель, чья дочка учится в этой областной школе, с просьбой разобраться, почему у неё плохо с математикой, — рассказывает Сергей Рукшин. — Мой ответ был прост: учитель физкультуры и учитель рисования не обладают квалификацией, необходимой для того, чтобы преподавать математику даже в начальной школе».

Как научить учителя

А потому школа, где проблемы не решаются годами, во многом перекладывает задачу обучения детей на плечи самих родителей, оставляя себе только проверку знаний (хотя и к ней тоже есть вопросы).

«Давайте честно скажем: сегодня не лучшие выпускники школ идут в вузы, чтобы стать учителями, — продолжает педагог Сергей Рукшин. — При этом мы постоянно понижаем планку требований к студентам. Если раньше педагогов-предметников учили 5 лет, то теперь 4 года, а программу в ущерб профильным дисциплинам насытили всевозможной ерундой, не имеющей отношения к предметам, которые человек готовится преподавать. Например, зачем будущему учителю странная наука под названием „Диплом как жанр научной речи“? Или к чему так много часов даётся на русский будущему учителю химии или биологии? Он что, не учил его в школе?

В итоге профессиональная подготовка учителей безобразно плоха. Я много раз сталкивался с ситуацией, когда родители вынуждены помогать детям делать уроки, потому что их остаточное образование, полученное в советской школе, всё равно оказывается лучше, чем то, которое способны дать нынешние плохо подготовленные учителя. Мы фактически подсаживаем школьников на иглу в виде репетиторов».

Родители эти проблемы прекрасно видят, и потому начало учебного года редко в кого вселяет оптимизм. Добавьте ко всем перечисленным ещё и психологические трудности. «Когда в классе и школе хорошая атмосфера и все друг другу нужны — это одна история, — отмечает психолог Илья Слободчиков. — А если все идут туда как на каторгу — одни отбывать повинность учиться, а другие такую же повинность по обучению этих недорослей, — тогда у всех точно возникает депрессия».