Успешная модернизация. Московское образование получило мировое признание

Народный учитель России, директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. © / Департамент образования города Москвы

Столичные школьники улучшили уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности по итогам очередного мониторингового исследования качества общего образования международной программы PISA (Programme for International Student Assessment). Москва участвовала в седьмом цикле исследований PISA-2018 не только в составе России, но и как отдельная территория. Эксперты оценивали знания 7 289 учащихся в возрасте 15 лет из 151 образовательной организации столицы. По уровню читательской грамотности москвичи входят в тройку лучших в мире, по математической — в пятерку, а по уровню естественнонаучной грамотности — в шестерку. Народный учитель России, директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский ответил на вопросы о причинах положительной динамики изменений качества общего образования пятнадцатилетних москвичей.

   
   

АиФ.ru: Ефим Лазаревич, высокие результаты юных москвичей, которые отражены в международном исследовании, закономерны?

Ефим Рачевский: Высокие показатели наших школьников в читательской грамотности, знании математики, физики, химии, биологии и географии неслучайны: это закономерный результат преобразований, проводимых московскими властями в сфере образования, которое в последние годы занимает лидирующие позиции в мире. Программу PISA реализует авторитетная международная Организация экономического сотрудничества и развития, исследования проводятся каждые 3 года. В седьмом цикле исследований приняли участие более 80 стран и территорий. Москва второй раз участвует не только в составе России, но и как отдельная территория. Результаты PISA стали еще одной независимой оценкой изменений в сфере образования города последних восьми лет.

— О каких изменениях идет речь?

— В первую очередь это введение единых нормативов подушевого финансирования. Теперь деньги идут за учеником, не за директором или школой, а именно за учеником. Выравнивание ресурсов и укрупнение школ привело к тому, что раскрыть свои способности, развиваться в соответствии со своими предпочтениями может каждый столичный школьник вне зависимости от места своего проживания и расположения школы. Мы ушли от ситуации, когда были отдельные элитные школы. Индивидуальное и лучшее стало массовым. Когда школы были маленькими и разрозненными, расширять образовательные возможности было очень затратно. Теперь у нас в школе параллель состоит из десяти-одиннадцати классов, поэтому можно группировать ребят по интересам и склонностям, математику изучать на разных уровнях: базовый — для будущих журналистов, углубленный — для абитуриентов технических вузов. И все это укладывается в бюджетное финансирование. Кроме того, в большой школе реализуется сообразная возрасту школа ступеней: для малышей нужны просторные зоны для разного вида активностей, подросткам нужны шкафчики для рюкзаков, площадки, где можно проявлять творческий ресурс, рисуя или собирая роботов, старшеклассникам нужны информационные центры. Происходит нормальный процесс взросления, перехода из одного возраста в другой, своего рода инициация. В нашей школе этот принцип введен давно, и мы заметили, что ребята, кроме всего прочего, стали меньше болеть.

— Сама система обучения поменялась?

— В московских школах в последние годы активно идет переход от вербальной педагогики, когда учитель в качестве источника информации находится в центре внимания класса, к педагогике деятельностной, когда ребятам предоставляется возможность многое узнать, увидеть, попробовать самостоятельно. Город стал огромным образовательным пространством, для школьников свои двери открыли вузы, предприятия, технопарки и музеи. Раннее знакомство с профессиональной деятельностью на школьных уроках в предпрофессиональных медицинских, инженерных, ИТ и других классах продолжается в выходные дни на проекте «Субботы московского школьника». Ребята учатся решать реальные жизненные и профессиональные задачи, применять полученные в школе знания и умения в ситуациях, выходящих за пределы чисто учебных. Я в школе работаю не один десяток лет и помню времена, когда, невзирая на прекрасные лозунги, образование было на периферии сознания. Сегодня оно вышло из этой периферии, потому что и власть, и общество понимают простую вещь: ресурсы, вложенные в ребенка, всегда и значительно окупаются.

   
   

— Вы хорошо знаете, как проходят тестирования по программе PISA. Есть какие-либо интересные наблюдения или комментарии по работе ребят?

— У меня была возможность сравнить, как работали канадские школьники и наши. Одна из сложных ситуаций у наших школьников: иногда они начинают выполнять задания PISA подряд в соответствии с нумерацией. Я наблюдал, как это делают канадские школьники, которые занимают высокие места в итоговых таблицах исследования PISA. Они делают то, что сразу могут выполнить, то есть самые легкие для них задания. После этого остается колоссальный ресурс времени на то, чтобы сделать то, что им легким не кажется. В итоге всегда получается хороший результат. Кстати говоря, то же самое с ЕГЭ. Мы своих ребят приучаем к тому, чтобы выбирать подобные нелинейные решения. Новые итоги PISA показали, что наши школьники в этом преуспели.

— Способность к нелинейному мышлению в современном обществе — преимущество?

— Москва как умный город нуждается в молодежи с нелинейным мышлением. А оно начинается с отношения к такому формальному явлению, как тесты. Дети сегодня стали другими потому, что городская система образования предлагает им различные нестандартные треки. Они по-другому относятся к реальной ситуации. Пример из жизни нашей школы. Мы сотрудничаем с Минпромторгом. И в феврале прошлого года мы отправили на небольшую стажировку — две-три недели — десять десятиклассников. По окончании стажировки позвонил представитель принимающей стороны: «Мы троих уже сейчас готовы взять на работу». Наши пятнадцати-шестнадцатилетние ребята умеют принимать нелинейные решения.

Смотрите также: