Учительские муки. Зачем опять переписали школьные стандарты?

© / Ollyy / Shutterstock.com

Стандарты — это перечень минимальных обязательных требований: чему именно должен научиться ребёнок, окончивший 1 класс, начальную школу и т. д. Больше можно, меньше — нет. Проверяться знания могут на контрольных и госэкзаменах.

   
   

А нужен ли «золотой канон»?

Впервые о новых стандартах заговорили ещё больше десяти лет назад: прежние устарели, надо сделать другие. Писали их пять лет. В итоге вся начальная школа перешла на них в 2011 году, следом — основная школа, 5-7 классы. А вот 9-11 классы продолжали до сих пор работать по государственным образовательным стандартам (ГОС) 2004 года. И тогда, 7-8 лет назад, новые ФГОС тоже нещадно критиковали: непонятные, размытые требования. Мол, требуется сформировать у детей некие компетенции и межпредметные навыки, а как это сделать, чему учить?

И вот в 2017 году стандарты переписали ещё раз. Внесли ту самую конкретику. Все изменения касаются только обязательной части обучения. Часть учебной программы сами школы или учителя по-прежнему могут составлять самостоятельно, на своё усмотрение.

Проект стандартов для начальной школы принят Советом по федеральным государственным образовательным стандартам при Минобрнауки.

Для чего это сделано и что изменится в школе?

«Замысел изменения стандартов объясняется стремлением формально обеспечить единое образовательное пространство на всей территории России, — говорит председатель Комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев. — И решить такую простую утилитарную задачу, как преемственность программы для тех ребят, которые меняют школу. Ну и попыткой вернуться к привычной, давно забытой схеме, когда содержательная часть образовательной программы была жестко зафиксирована, всем была доступна и понятна. Документ для средней школы ещё обсуждается и будет дорабатываться. Именно вокруг него сейчас и ломается больше всего копий. В частности, нет консенсуса по поводу того, чему именно нужно научить каждого ребёнка на базовом уровне. Каков тот „золотой канон“ по всем предметам, который должен знать каждый? Такое решение — непростой груз ответственности для авторов. В советской школе это определяли академики.

Видимо, надо получать мнение высшего научного сообщества о том, что составляет современную научную картину мира».

   
   

Математика для жизни

Меньше всего нареканий вызвала программа по математике. В неё официально вводится возможность углублённого изучения предмета в 7-9 классах.

«Мы же прекрасно понимаем, что для некоторых ребят, например, тех, кто больше хочет заниматься историей, литературой, должен быть разработан более реалистичный курс математики. Чтобы у них больше времени оставалось на изучение профильного предмета. А углублённая математика нужна не только математикам, но и тем, кто серьёзно интересуется физикой, информатикой, — поясняет директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. — „Углублёнка“ была и в советской школе, потом пропала, и сейчас это вновь официально введено в программы обучения».

Что ещё появится, а что исчезнет из программы по математике для 5-9 классов?

«Сейчас математика нужна практически каждому, поэтому в базовом курсе упор сделан на прикладные и современные вещи, — продолжает Ященко. — Это логика, комбинаторика, вероятность и статистика, работа с данными, то есть всё, что сейчас более востребовано. Довольно большую роль играет геометрия, причем даже на базовом уровне. Очень серьёзно проведена работа по синхронизации и сопоставлению математики с другими дисциплинами. В частности, чуть раньше начинают проходиться проценты, потому что они нужны для изучения других предметов. Очень большой акцент сделан на решении текстовых задач, поиске закономерностей, анализе текстов. Речь идет о составлении математической модели явления: перевести условие на математический язык, а после этого проинтерпретировать результаты. Раньше это были такие знаменитые сюжеты, когда кто-нибудь плыл по течению, против течения. Сейчас тематика более современная, например, выбор оптимального тарифа для мобильного телефона. Сократится количество часов на освоение чисто технических вещей, в частности, алгебраических преобразований. Если это может сделать за человека компьютер, зачем мучить детей, особенно тех, которые не собираются связывать свою профессию с математикой? Но при этом все классические темы — уравнения, неравенства, координаты — остаются. Этот курс позволит получить качественное математическое образование и развить свой талант ребятам не только из крупных городов, но и отдалённых от „столиц“ населённых пунктов».

Писатели и читатели

Больше всего дискуссий развернулось в отношении новых стандартов по литературе. Минобрнауки отвечает на критику и самые острые вопросы учителей.

С новыми требованиями школа или творческие учителя лишатся возможности самостоятельно составлять учебные программы, выбирать темы и произведения для изучения.

Вариативная часть содержания по-прежнему составляет треть от учебного времени. Например, в программе 8 класса названо всего 17 обязательных для чтения произведений, из них 6 стихотворений. Остальные выбирает учитель. Более того, даже в обязательной части есть возможность выбора. Дано немало обзорных тем, где указаны только имена писателей, а произведение выбирает учитель. По некоторым темам есть возможность выбора и авторов. Подавляющее большинство рекомендуемых списков для чтения завершается фразой «и другие».

Как быть детям, которые уже проучились до 6 класса по нынешним стандартам? Разом менять учебники и переучиваться?

По новому стандарту в средней школе начинают учиться с 5 класса, то есть выпускники начальной школы этого года. Остальные дети продолжают обучение по старым стандартам либо переходят на новые по мере готовности.

Списки для чтения в программе так раздуты, что прочитать и вдуматься в прочитанное времени нет.

На самом деле количество текстов соответствует примерному учебному плану (3 часа в неделю в 5, 6, 9 классах и 2 часа в неделю — в 7 и 8 классах), включает 183 конкретно названных произведения, из которых 115 стихотворений. Остальные произведения относятся к малой прозе, крупных жанровых форм мало: за 5 лет нужно прочитать 5 пьес и 12 повестей или романов.

При раскладе на часы (на 5 лет 455ч) времени и для чтения, и для изучения текстов достаточно, для расширения круга произведений есть также огромные возможности.

Произведения жёстко закреплены за классом, в котором они должны быть изучены. Но ученики и классы разные, несмотря на одинаковый возраст. Почему не оставить учителю возможность переставлять произведения между классами?

А вот это принципиальный момент. Требование изучить конкретный материал в данном классе гарантирует ученикам обучение в рамках единого образовательного пространства, возможность формировать свою образовательную траекторию исходя из однозначно понимаемых результатов обучения. Проще говоря, если ребёнок переходит в другую школу, ему не придётся срочно догонять остальных учеников или, напротив, бездельничать, потому что в прежней школе он материал уже прошёл.

В новой программе нет литературы, популярной среди детей: современной прозы, книг, написанных для подростков и про них.

Это не так. Современная литература не исключается из программы. Наоборот, стандарт приглашает заинтересованного учителя включить ее в вариативную часть. Список современной литературы открыт, и времени для ее изучения оставлено достаточно.

Предложенная в стандарте система навыков не продумана, не прививает интерес к чтению, способность понимать прочитанное, не развивает творческое ипроектное мышление.

И с этим авторы новых стандартов не могут согласиться. По их мнению, система навыков базируется на лучших достижениях методической науки. Она предусматривает планомерное систематическое развитие читательских и других компетенций обучающихся.