Учитель года Лариса Арачашвили: «Педагог – существо бесправное!»

Награждение Ларисы Арачашвили на торжественной церемонии закрытия Всероссийского конкурса «Учитель года России-2019» в Государственном Кремлевском дворце. Слева - Ольга Васильева и Виктор Садовничий. © / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Учителем года России – 2019 стала 29-летний преподаватель русского языка и литературы из Волгограда Лариса Арачашвили.

   
   

За «Хрустального пеликана» боролись 85 учителей со всей России, до финала конкурса дошли пять. Окончательное решение по выбору победителя принимали дети. «АиФ» пообщался с победительницей.

«Дети – это космос!»

Юлия Борта, «АиФ»: Лариса Гивиевна, вы помните свой первый урок?

Лариса Арачашвили: Я – нет. А вот мои выпуск­ники помнят до мельчайших подробностей, вплоть до того, какое на мне было платье. Это было для меня открытием. Наверное, для меня первый школьный урок не был стрессом, потому что раньше я долго работала вожатой. Во многом потому и пришла в школу. Столько любви, сколько ты получаешь от детей в школе, ты не получишь никогда и нигде, ни в одной другой профессии. А ещё пришла рассказывать о том, что знаю и люблю, – а я люблю свой предмет, потому страха и волнения не было.

Досье
Лариса Арачашвили. Родилась в 1990 году. Окончила Волгоградский государственный социально-педагогический университет, бакалавриат и магистратуру. 5 лет после окончания вуза работала в лицее № 6 Волгограда, 2 года назад перешла в новую школу № 55 «Долина знаний».

– Каким должен быть современный учитель? Может, в будущем его вообще заменит робот?

– Образование – это ведь не просто передача информации. Оно не может быть без воспитания, индивидуального подхода к ребёнку. В этом смысле личность педагога в образовании незаменима. Дети не шаблонные. Иногда планируешь урок или внеурочное меро­приятие, а оно проходит совсем по-другому. В живом общении с деть­ми иногда даже какие-то свои мысли и убеждения пересматриваешь. Было такое, что мне дети открывали глаза на то, о чём я раньше не задумывалась. Взрослый человек более закостенелый в своих представлениях. А дети же – это космос! Они на всё смотрят так, как мы, взрослые, порой не догадываемся. 

– У учителей сейчас много конкурентов – интернет, соцсети, которые тоже учат.

   
   

– А почему нам надо конкурировать? Можно использовать современные технологии во благо ребёнка – его образования, воспитания. Научить детей правильно общаться в соцсетях, подписываться на интересные образовательные ресурсы, грамотно искать информацию и уметь отличать фейковые новости от достоверных.

А можно ли кричать?

– Участились скандалы с учителями, которые выкладывают личные фото в соцсети. У кого-то возникают претензии, что они тем самым подрывают авторитет педагога, а значит, не могут работать в школе.

– Я не считаю, что учитель должен оставаться обучающей функцией. Учителя – тоже люди, у нас есть личная жизнь, свои интересы. Нужно просто чётко разделять профессиональную и личную сферы. Конечно, на официальной страничке учителя в интернете не может быть откровенных, личных фотографий. И понятно, что во всём нужна мера. Кстати, скандал с учительницей, которая занимается плаванием и выложила фото в купальнике, был раздут на пустом месте. Человек пропагандирует здоровый образ жизни. Она – пример. Там нет никакого подтекста, нет излишней откровенности.

– Сейчас информационная открытость такова, что учитель постоянно на виду. Дети могут снимать на видео, выкладывать в соцсети. Как тут быть?

– Если педагог ведёт себя так, что ему стыдно, что его записывают, то вопрос к педагогу.

– Ну вот учитель прикрикнул, а дети жалуются на специальных порталах в интернете.

– Я тоже могу прикрикнуть. Но почему-то меня не снимают, не выкладывают. И это не вызывает у детей негативных эмоций. Родители ведь тоже порой кричат на детей. Мы все люди. Но если взрослый повышает голос, но не задевает личности ребёнка, то и взаимных обид не будет. Другое дело, если ребёнок чувствует от учителя агрессию, несправедливость. Тогда он пытается защищаться так, как может, – агрессией в ответ, записыванием и выкладыванием видео в интернет. И скорее всего, решается на это, если у него уже «накипело», то есть учитель поступает несправедливо по отношению к нему не в первый раз. Я не считаю, что это правильно – выкладывать в соцсети тайно снятое видео учителей. Но почему мы снимаем ответственность с себя и перекладываем её на ребёнка? Мы всё-таки взрослые люди. А они дети, которые не научились в полной мере собой владеть.

С другой стороны, педагог – существо бесправное по факту. Потому что мы не имеем права кричать, почти ни на что не имеем права. Но у нас очень много обязанностей. Мы не защищены законом, к сожалению. Я видела и такие истории, когда ребёнок применяет физическое воздействие по отношению к учителю, а учитель никак не может защититься. Это опять же вопрос к школе, родителям: как вообще такая ситуация могла произойти?

Лариса Арачашвили. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

– Бывает, взаимное непонимание приводит и вовсе к трагедиям. Дети приходят с оружием в школу мстить одноклассникам, учителям – за двойки. Как это остановить?

– Возможно, и дети стали более агрессивными. Это идёт от среды, в которой они растут, которая давит на них со всех сторон. Увы, иногда средой, которая давит на ребёнка, является ещё и школа. Нам надо научиться делать так, чтобы школа была местом, где ребёнок будет чувствовать себя максимально безопасно, комфортно. Это непросто, ведь мы работаем в разных школах, с разными детьми из разных социальных групп. Но стремиться к этому нужно.

За что поставить двойку

– Есть и ещё одна непростая тема, вызывающая много споров: что нужно включать в школьные списки литературы. Вот Достоевский нужен ли?

– Я считаю, список современной литературы в школах нужно расширять. Например, детей стоит знакомить с произведениями Людмилы Улицкой, Дины Рубиной и других авторов. Жаль, что в школьную программу не включены книги Ирины Грековой. А как можно изучать Великую Отечественную войну без творчества Светланы Алексиевич, которое тоже не входит в обязательную школьную программу?

Что касается классики, то, пожалуй, единственное произведение, смысл которого мне не совсем удаётся донести до детей, – это «Война и мир». За десять уроков, которые даются на его изучение, невозможно осмыслить столь масштабный по объёму и глубокий по смыслу роман. Многое из того, о чём говорится в этом произведении, мы опускаем, потому что дети до каких-то вещей ещё не доросли. Им для этого не хватает эмоционального интеллекта. А «Преступление и наказание» Достоевского многим нравится, в свои 16–17 лет они его очень хорошо понимают. И именно в школе надо говорить о проблемах, поднятых писателем, об особенных людях, о том, «тварь ли я дрожащая или право имею». Это предостерегает ребят от комплекса бога, который, как мне кажется, был у Раскольникова, – что он имеет право решать чужие судьбы.

– Что сейчас читают дети?

– В основном современную зарубежную литературу. Часто толчком к чтению становится удачная экранизация. Например, посмотрели сериал «Сумерки», потом стали читать. Конечно, это не высокая литература. Но именно благодаря в том числе таким произведениям они в принципе могут подружиться с книгой.

– Как у вас складываются отношения с родителями?

– Для меня желание родителей пообщаться со мной – это большое благо. Потому стараюсь быть доступной 24/7. И, наверное, потому мне очень везёт с родителями, у меня нет с ними проблем. Они стараются не тревожить меня зря. Если это происходит, значит, действительно, какая-то проблема, где я необходима.

– За что можете поставить двойку?

– Если ребёнок сделал задание нечестно, попросту списал. И, да, я могу даже завысить оценку, если ученик выполнил задание сам, пусть даже слабенько.

20 фраз учителей, которые помнят все