Ученики умеющие. Московские школьники могут осваивать модные профессии

Освоенная в колледже профессия наверняка пригодится в жизни. © / Александр Уткин / РИА Новости

Копите деньги на репетиторов, чтобы ваше неразумное чадо, отказывающееся все школьные годы зубрить историю с математикой, поступило-таки в приличный вуз? Думаете, что только диплом вуза может обеспечить вашему наследнику приличный доход, карьеру и признание? Ваши представления давно устарели! Сегодняшние столичные колледжи не имеют ничего общего с ПТУ советского времени. Они оснащены современнейшим оборудованием в мастерских и лабораториях, развивают новые технологии обучения. Но самое главное - попробовать себя в модной профессии (дизайнера, кондитера, визажиста, специалиста по информационным технологиям и многих других) ребята могут уже во время обучения в школе. Такие возможности предоставляет юным москвичам новый проект «Профессиональное образование без границ», стартовавший в этом году. 

   
   

Мастера на все руки 

Суть его в том, что сегодня в колледжах есть условия для обучения школьников интересным профессиям,  разработаны специальные программы, учитывающие требования профессиональных

. «Каждая такая программа разделена на несколько модулей, - рассказывает Ольга Быковец, заместитель директора Первого московского образовательного комплекса. - По окончании каждого модуля ребёнок получает сертификат. Например, обучение по профессии «мастер маникюра» состоит из 4 таких модулей: основы маникюра, плоскостной дизайн декоративными лаками, плоскостной дизайн кистями и техника покрытия гель-лаком. Полное обучение рассчитано на 4 месяца (2 раза в неделю по 3 часа). Освоив весь набор компетенций, соответствующий требованиям профстандарта (собрав все сертификаты), он может сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о профессии, которое даёт возможность трудоустроиться. В экзаменационную комиссию входят представители работодателей. Современное материально-техническое оснащение лабораторий и мастерских комплекса позволяет реализовывать более 15 практикоориентированных программ для школьников. Это кулинарная студия, тренинговый салон красоты, швейные и раскроечные мастерские, лаборатории художественных ремёсел, фото- и видеостудии».

Ученики умеющие 

«Такие программы профобразования направлены на то, чтобы перейти от ученика знающего к ученику умеющему, дать детям возможность попробовать себя в разных профессиях и выбрать свой профессиональный путь, - считает Вячеслав Шептуха, директор Колледжа предпринимательства № 11. - Многие дети даже к 11-му классу школы не могут определиться, на кого пойти учиться. Человек мог поступить в вуз, понять, что эта профессия не для него, потом снова поступать в другой и т. д. Или переучиваться уже после окончания университета. Теперь у детей есть возможность понять, что лучше получается и приносит удовольствие уже во время учёбы в школе, не теряя время и деньги. А после 11-го класса продолжать обучение в данном направлении. Например, освоив профессию видеомонтажёра, обучаться по специальности «информационная безопасность» в нашем колледже. И даже если он решит получать совершенно другое образование в вузе, освоенная профессия ему всё равно пригодится в жизни. Или превратится в любимое хобби. А то и станет приносить дополнительный заработок. Экономические кризисы в последнее время нередки, а снимая свадьбы, юбилеи, мультфильмы или ролики, он сможет пережить трудное время и подзаработать. Среди девочек 7-8-х классов популярна профессия парикмахера, опять же нужная в жизни. Услуги салонов сегодня недёшевы. Мы планируем развивать и программы социально-экономического цикла (обучение таким профессиям, как банковский или рекламный агент), которые интересны для школ с экономическими классами».  

Подспорье для ЕГЭ

«Проект «Профобразование без границ» необходим и ребятам, имеющим особые образовательные потребности, связанные с ограниченными возможностями здоровья, - подчёркивает Сергей Мадилов, директор образовательного комплекса «Юго-Запад». - Кому-то обучение в колледже параллельно с учёбой в школе поможет получить дополнительные знания для успешной сдачи ЕГЭ и более осознанно выбрать вуз, другим - освоить реальную профессию и устроиться на престижное предприятие. Например, наши выпускники по профессии «слесарь» успешно трудоустраиваются на таких ведущих предприятиях города, как АО «Воздухотехника», специализирующееся на производстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также НПО «Регион», занимающееся разработкой оборудования и программного обеспечения для проведения измерений на автомобильных дорогах и улицах. Девочки могут освоить профессию «секретарь-машинистка». Навыки дело­производства и компьютерной грамотности помогут лучше осваивать школьные предметы. И в жизни они наверняка пригодятся». 

Кстати, пойти на программы профобучения могут ребята, которые не сдали в 9-м классе ОГЭ (ГИА). Им предстоит готовиться к экзамену лишь по нескольким предметам. А что делать остальное время? Чтобы они не болтались по улице и не совершали правонарушения, можно предложить им осваивать полезную профессию.

Парикмахер круче юриста?

Родителям важно не мешать детям делать свой выбор. Случаев, когда ребёнок выбрал (иногда вопреки воле родителей) колледж вместо института и стал более успешным, чем его сверстники с дипломами вузов, немало. 

«Одни из главных консультантов коллекций одежды модного дома «Дольче и Габбана» - мои выпускницы, - делится Юрий Мироненко, директор Первого московского образовательного комплекса. - В конкурсе рабочих профессий «WorldSkills Russia» победил парикмахер, тоже мой ученик Егор. Сейчас он готовится выступать в Европе. Таких примеров множество. Это уровень сегодняшних колледжей. Мы делаем детей профессионалами. Если ребёнок смотивирован на получение реальной, востребованной профессии, мы сможем его способности открыть и развить. А если нет - он тоже получит ценный опыт и придёт к выводу, что это не его путь, и пойдёт поступать в университет.     
   

Накопленный  технологический резерв - главные возможности для обучения школьников рабочим профессиям. И, кстати, не только нашего образовательного комплекса, но и детей всего округа. Речь не только о том, чтобы ребёнок освоил какую-то традиционную профессию. Такие программы «работают» на развитие общих творческих способностей детей, исследовательски-познавательных умений, умений проектирования, моделирования и конструирования - тех инвариантных компетенций, которые необходимы для дальнейшего освоения любых новых профессий. Например, «дизайнер виртуальной реальности», «специалист по робототехнике», «специалист по биотехнологиям». 

Уверен: линия профессионального взросления должна начинаться не с вуза, а с освоения рабочих профессий в рамках школы и последующего освоения компетенций в рамках среднего профессионального образования, которое сполна реализует древний принцип обучения: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил, я сделал - и понял».

Полезная информация

Как найти подходящую программу профессионального образования для ребёнка? Если в школе не вывешена информация, её можно найти на сайте Департамента образования Москвы. Нужно сначала зайти в раздел «Направления деятельности», далее - в «Организации предоставления образования» и нажать «Профессиональное обучение без границ». Осталось выбрать профессию и позвонить в приёмную комиссию колледжа - там расскажут всё подробнее.