Свободу нашим деточкам! Надо ли «садиться за парту» вместе с ребёнком?

Домашнее задание - это работа детей, а не их родителей. © / Игорь Харитонов / АиФ

Давайте вспомним своё школьное прошлое: родители открывали дневники не чаще раза в неделю, а в здание школы заходили или ради родительских собраний, или уж если их вызывал директор школы на крупный разговор о разбитом сыном мячом окне или чересчур короткой юбке дочери. А что сегодня?

   
   

«Мне ещё сегодня писать реферат по биологии», — вздыхает одна моя коллега, мама 5-класс­ника. Вторая, мама первокласс­ника, подхватывает: «А нам ещё гербарий с сыном делать». Можете себе представить такой разговор ещё 10-15 лет назад? А сегодня это стало нормой! Родители сетуют: школьная программа сложнейшая, дети перегружены — и ошибаются. Как минимум в первом утверждении точно. Знаете ли вы, что совет­ские первоклассники учили таблицу умножения уже в конце первого класса? А сегодня к ней приступают не раньше конца второго, а во многих учебниках — и вовсе в третьем. Или что советские десятиклассники легко брали логарифмы, о существовании которых современные школьники даже не знают? И такие примеры можно найти в каждом школьном предмете. Что касается перегрузки — да, такой факт имеет место быть. Но и мы с вами кружки посещали часто, о чём ещё Агния Барто писала: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота...» Не жалейте уж так современных детей — загружены они не больше нашего.

За парту с пелёнок

Так в чём же причина неумения, а порой и нежелания овладевать знаниями? «Сегодняшние дети теряют интерес к учёбе уже в 1-2-м классе, а многие и до школы», — объясняет Андрей Подольский, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. Согласно исследованиям сотрудников МГУ, проведённым в одной из областей России, лишь 24% детей идут в первый класс с радост­ными ожиданиями, остальные — с тревожными. А уже в ноябре число тех, кто ждёт от школы хорошего, сокращается до 17%. И эта картина с каждым годом всё ухудшается: число желающих учиться всё меньше, хотя ещё несколько десятилетий назад об отсутствии желания учится начинали говорить лишь к 5-6-му классу. В чём причина? Многие дети уже лет с 4-5 начинают учиться — посещают всякие развивающие кружки, ходят к репетиторам, их регулярно заставляют заниматься дома. Поэтому они уже заранее понимают, какие трудности их ждут в школе. Плюс к этому чересчур ответственные и нервные родители всячески накручивают себя и детей.

«Зачем заранее запугивать ребёнка трудностями в учёбе, повышенной ответственностью? — удивляется Наталья А­вдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. — Возможно, ребёнку, наоборот, будет интересно». Но нет! Даже если ребёнок пытается проявлять минимальную инициативу, родители буквально рвут у него из рук карандаш — «некрасиво пишешь», сами придумывают канву творческих заданий — «ты глупость говоришь». Но, чтобы научиться говорить умные вещи, сперва надо начать с глупостей. И то, что под силу сформулировать за полминуты взрослому, от ребёнка требует несколько лет усердной учёбы. Ну в конце концов, именно для того мы и ведём детей в школу — чтобы там их научили овладевать знаниями. Но сегодня всё превращается в парад тщеславия родителей: «Ой, мой-то на одни пятёрки учится!» И это самое важное, а вовсе не то, что за балбеса домашнюю работу делают нанимаемые чуть ли не с первого класса репетиторы, а сочинения пишет бабушка — кандидат филологических наук.

Ошибки нужны!

Сперва ребёнок не имеет сил оказывать сопротивление родителям, а потом он уже этого и не хочет: так в ребёнке взращиваются лень и инфантильность. В результате ребёнок, перейдя в средние классы, уже не может учиться без помощи взрослых. Но ни ЕГЭ, ни экзамены в институте вы за ребёнка уже сдавать не сможете. Да и для чего? Никто не хочет иметь в результате такой гиперопеки пожилого маменькиного сынка, неспособного отвечать за свои поступки. Но ведь ошибки — это как раз единственный путь обучения — и в смысле знаний, и в смысле житейского опыта. «Дайте детям возможность делать ошибки, — говорит Светлана Овчинникова, учитель младших классов, заслуженный учитель РФ. — Каждый нормальный педагог сразу понимает, чья заслуга в очень хорошей презентации или слишком литературно написанном творческом задании. И всегда старается поддержать как раз того ребёнка, который сделал задание сам — пусть оно и не так красиво».

Правила для родителей

Как научить ребёнка учиться

  • Обсуждая тему школы, задавайте вопросы о друзьях, общении, питании, но не об учёбе. Поддерживайте её, только когда ребёнок сам заведёт разговор.
  • Обязательно проверяйте домашнее задание, во всяком случае в начальной школе, но так же категорически не делайте его вместе с ребёнком — предоставьте ему свободу.
  • Если ребёнок просит помощи — не откладывайте дело на потом, помогайте!
  • Не относитесь серьёзно к оценкам, не они, а знания — реальный критерий эффективности обучения.
  • Помните, что учатся всё же не 3-4 года, а 11 лет. Очень часто родители, сначала активно взявшись за обучение деточки, к средней школе полностью охладевают к процессу, бросая ребёнка на произвол школьной судьбы.
  • Будьте на стороне ребёнка, но не давайте разгораться его конфликтам с педагогами. Есть проблемы — старайтесь обсудить ситуацию с конкретным учителем или даже представителем администрации.
  • Доверяйте учителям. Если уж вы выбрали какое-то конкретное учебное заведение, значит, в нём имелись какие-то привлекательные черты. Не стоит портить авторитет педагога в глазах своего ребёнка, обсуждая в его присутствии минусы конкретного учителя или школы.
  • Проверить эффективность обучения можно, участвуя в олимпиадах, а также сдавая время от времени контрольные тесты в независимых учительских объединениях. Ещё вариант — сдавать вступительные экзамены в лицейские или гимназические классы школ, которые находятся на высших позициях в рейтингах.