Стимул для профессионального роста. Что такое олимпиада для фармацевтов

О том, какие задания предоставлялись её участникам и какое значение имеют конкурсы профессионального мастерства для улучшения уровня подготовки квалифицированных кадров для фармотрасли, рассказывает заведующая практикой Нижегородского медицинского колледжа, кандидат химических наук Елена Рыжова.    
   

Елена Смирнова, «ЛекОбоз»: Елена Семёновна, нехватка квалифицированных кадров – одна из самых острых проблем фармацевтической отрасли в России. Помогают ли профессиональные конкурсы и олимпиады повысить уровень знаний студентов‑фармацевтов?

Елена Рыжова: Основная цель профессиональных конкурсов и олимпиад – выявить и поддержать талантливую молодёжь, повысить мотивацию студентов для реализации творческого потенциала в фармацевтической профессии. Всероссийская олимпиада стала итогом серьёзной подготовительной работы: участники «просеивались» через фильтры двух предварительных этапов – на уровне образовательного учреждения, а затем на уровне региона.

– Насколько сложными были темы олимпиадных заданий, соответствовали ли они степени подготовки участников?

– Тематика заданий подразделялась на две части. Первая включала тестирование по общим дисциплинам профессионального цикла, вторая касалась непосредственно фармацевтической деятельности и включала вопросы по всем профессиональным компетенциям, начиная от приёма и хранения лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента и заканчивая информированием и консультированием покупателей.

Участникам предлагались очень интересные, достаточно сложные задания. Например, в первой части была предложена ситуативная задача: время работы фармацевта закончилось, а его сменщик не пришёл. Что при этом должен делать заведующий аптекой? Для правильного ответа требовалось указать нормативные акты, в соответствии с которыми будет действовать заведующий, написать, какие документы должны быть оформлены и т. д. Такого рода ситуации мы в процессе обучения не рассматривали, однако сейчас будем использовать опыт олимпиады и уделять больше внимания управленческим вопросам.

   
   

Отмечу, что в первой части были задания, которые мы не решали со студентами. Олимпиада дала нам хороший повод задуматься над тем, какие изменения требуется внести в нашу работу, чтобы ещё лучше подготовить выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.

– А какие вопросы были во второй части, касающейся непосредственно практической работы?

– В заданиях олимпиады прежде всего нашли отражение недавние изменения в нормативно-правовой базе, касаю­щиеся фармацевтической деятельности. К сожалению, в ряде случаев по объективным причинам было практически невозможно найти единственно верный вариант ответа. Это касалось тематики выкладки товаров аптечного ассортимента на витрины, а также некоторых аспектов хранения лекарственных препаратов.

Составители заданий моделировали ситуации, возникающие в реальной жизни, требующие от фармацевта умения ориентироваться в нестандартных условиях, использовать теорию применительно к современным реалиям и, опираясь на законодательные нормативы, применять творческий подход. Всё это очень ценно, и мы будем использовать многие задания олимпиады в образовательном процессе. Вообще подавляющее большинство заданий имели яркую практическую направленность.

– Неужели совсем не было вопросов, решение которых не пригодится будущим фармацевтам? Есть ли у вас пожелания относительно следующих олимпиад?

– Меня несколько смутило задание, касающееся перевода на иностранный язык. Там предлагался английский текст, вопросы к которому задавались по-русски, а отвечать требовалось по-английски. Сложно представить, что посетитель аптеки, задавший вопрос по-русски, надеется услышать ответ по-английски. Скорее всего, он и вопросы бы задавал по-английски.

Если говорить в целом, то уровень вопросов олимпиады вполне отвечал её главной задаче – поиску талантливой молодёжи. Мне очень приятно, что наш колледж стал участником I Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности «фармация» и показал неплохие результаты. Мы вошли в пятёрку лучших из 26 регионов, принимавших участие в состязании. Мы со своей стороны будем стремиться улучшить свои результаты и в следующий раз выступить ещё более достойно.

Екатерина Аверина, студентка 4‑го курса, отличница, завоевавшая 5‑место на Всероссийской фармацевтической олимпиаде:

– О том, что такое фармацевтическая деятельность, я имею представление с раннего детства: моя мама работает заведующей аптекой. Мамин пример вдохновил меня на то, чтобы продолжить семейную традицию. В будущем мне бы хотелось тоже стать заведующей аптекой, а в идеале – руководить собственной аптекой. Потому я стремлюсь досконально погрузиться в профессию. Мне было бы неинтересно просто отсиживать занятия, я хочу вникнуть в свою специальность. Если говорить об олимпиаде, то наибольшие сложности у меня вызвал вопрос по контролю качества лекарственного препарата, там нужно было выбрать нестандартный метод исследования. Олимпиада показала, что мне ещё много над чем нужно поработать, и стала хорошим стимулом для профессионального роста.

Смотрите также: