Стабильно высокие результаты. Как развивается система образования Москвы

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

О преемственности образования, дошколятах, школьниках и студентах колледжей, их успехах, здоровье и возможностях для самореализации в системе московского образования мы беседуем с заместителем руководителя Департамента образования города Москвы Мариной Смирницкой.    
   

Галина Шейкина, АиФ.ru: В последние годы московские школы превратились в большие и хорошо оснащённые образовательные комплексы, в которых ребята получают образование разных уровней. Возможность перейти с дошкольного уровня образования на начальный в стенах одной школы — это и педагогически оправданно, и удобно. Как Вы считаете?

Марина Смирницкая: Мне кажется, в Вашем вопросе уже содержится ответ. Суть его заключается в том, что дошкольное образование — уровень общего образования. И, соответственно, то, что сегодня большие школы имеют серьёзный дошкольный уровень, говорит о том, что все программы объединяет нечто общее, а именно — достижение высокого результата и формирование тех самых важных навыков и умений, которые будут нужны ребенку для будущей жизни. Дошкольной уровень образования — это как раз период, когда закладываются их основы. Сюда я отношу навыки общения со своими сверстниками, объединения в команды для каких-либо видов деятельности, выбора для себя игры, принятия простых решений, например, каким видом деятельности в тот или иной момент заняться в своей группе в рамках образовательных программ. Эти умения малыши получают в пространстве, которое мы сегодня создаем для дошкольников. Я имею в виду развивающее, трансформируемое пространство, использование каждого уголка группового и спального помещения для того, чтобы ребята могли объединиться в небольшие коллективы и совместно организовывать игры. Поэтому вопрос начала формирования общего уровня образования в «дошколке» решается естественным путем. 

И, когда заканчивается дошкольный уровень, родителям не нужно подавать электронное заявление о зачислении в первый класс через портал mos.ru. Перевод с дошкольного уровня образования на уровень начального общего образования происходит благодаря простому заявлению родителей о том, что они выбирают для себя первые классы своей же школы. Я думаю, только в рамках больших многопрофильных школ такое возможно, реально и безболезненно.

— Есть ли статистические данные о том, что родители выбирают чаще: перевод с дошкольного уровня в первый класс или попытки попасть в рейтинговую школу?

— Я бы отметила два момента. Первый: на 22 февраля уже 60 тысяч будущих первоклассников зачислены в первые классы путем перевода из дошкольной группы. Это примерно 60% всех будущих первоклассников 2018 года. Второй: в прошлом году 90% всех московских семей выбрали школу по месту жительства. И это означает, что родители не ищут какие-то запредельно рейтинговые школы, не стремятся ездить через весь город с ребенком в начальную школу, а выбирают школу рядом с домом. Значит, они уверены, что всё, что касается образования, есть в школе по месту жительства (учитель начальной школы, который им нравится, школьная среда, дополнительное образование по интересам) и вся урочная деятельность выстроена в рамках образовательных стандартов.

— Марина Владимировна, есть еще один аспект. Школа, которая расположена рядом с домом, бережёт не только время, но и здоровье ребенка.

   
   

— Безусловно. Это здоровье, безопасность ребенка, прежде всего — транспортная безопасность. Именно то, что родители вынуждены на общественном транспорте добираться до школы, влечет за собой дополнительные усилия по обеспечению безопасности на дорогах с одной стороны, а с другой стороны, — возможность подхватить какую-либо инфекцию. Это очень важный момент, ведь родители беспокоятся за безопасность детей. 

— Вот родители позаботились о ребенке, привели его в школу, и далее вся ответственность за его здоровье ложится на плечи сотрудников школы. Нужен ли, на Ваш взгляд, медицинский работник для постоянного пребывания в школе?

— С 2013 года вся система медицинского обслуживания в школе передана в Департамент здравоохранения города Москвы. На сегодняшний день все находящиеся в школе медицинские работники — это те медсестры, врачи, фельдшера, которые приходят из районных поликлиник. Работают они по установленному графику. Тогда возникает вопрос: что делать, если вдруг случилась какая-то непредвиденная ситуация? Мне кажется, на этот вопрос очень хорошо ответил Леонид Михайлович Печатников, когда на заседании Совета по региональному здравоохранению при Совете Федерации обсуждалась школьная региональная медицина. Он высказал такое мнение: каждый регион к проблеме медицинского обеспечения должен относиться очень вариативно. Например, для Москвы абсолютно непринципиально наличие медицинского работника в школе в любое время, так как вся система скорой медицинской помощи устроена в городе таким образом, что сегодня мы уверены, что в течение 7-10 минут скорая помощь приедет по вызову. И это действительно происходит каждый день. Что бы ни происходило с ребенком, машина скорой помощи, оснащенная по последнему слову медицинской техники, приедет, врачи вовремя проведут диагностику, окажут помощь и решат, что нужно сделать: либо госпитализировать ребенка, либо на месте оказать первичную медицинскую помощь. Я считаю, что это очень важно. Мы не можем надеяться на то, что медицинская сестра, в силу своего профессионального образования и тех знаний, которые у нее есть на сегодняшний день, поставит правильный диагноз ребенку.

— Московское образование показывает блестящие результаты. Это признают и в регионах, и на международном уровне. А ведь всё начинается с детства. В нашем городе выстроена преемственность образования, развита проектная деятельность, кроме того, Москва стала одной масштабной школой для ребят: двери музеев и университетов открыты для школьников. Насколько нужно привлекать к подобной деятельности детей дошкольного возраста?

— Многое возможно делать в рамках крупной и хорошо оснащённой школы. И все то высокотехнологичное оборудование, которым обеспечиваются наши школы, может быть использовано на всех уровнях образования, включая дошкольный. Никто не говорит о том, что дошкольники не могут свои первые эксперименты, первые опыты, проекты реализовывать в стенах школьного здания. Это так и происходит. Первые навыки, конечно, формируются в дошкольных группах. 

В основе наших высоких результатов и то, что город предоставляет очень широкие образовательные ресурсы и возможности. Это музеи, которые с сентября 2017 года открыты для наших ребят на бесплатной основе. Там можно реализовывать разные проекты: начиная от уроков в музее, заканчивая учебным днём в музее и, наконец, важным проектом предпрофессионального образования «Московский экскурсовод». В рамках этого проекта ребята, сдавая демонстрационный экзамен, могут получить сертификат о приобретении профессии московского экскурсовода. 

Мы используем возможности дополнительного образования вузов и предприятий города. Это не только промышленные предприятия, но и те же самые поликлиники, московские больницы, научно-исследовательские институты, которые расположены на территории города, это научные центры, научные организации из перечня Федерального агентства научных организаций. Словом, любая организация, любое учреждение, расположенное на территории города, может использоваться московскими школами для развития и совершенствования навыков для будущей профессии. Учебная неделя московских школ — это пять дней, а суббота для детей — дополнительный образовательный день, который ребята могут использовать с пользой и интересом. Это и «Университетские субботы», дни открытых дверей в учреждениях профессионального образования, проект «Профессиональная среда», «Субботы мужества», «Академические субботы» (в том числе для учителей) и многие другие проекты. 

И, когда мы говорим о школьниках, нельзя забывать, конечно, про успехи наших победителей олимпиад. В прошлом учебном году 817 наград на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников завоевали учащиеся 222 школ. В 2010 году была небольшая группа школ, которые могли похвастаться такими результатами. Кроме того, важны результаты итоговой аттестации. Уже, мне кажется, для московских выпускников и нет смысла говорить о 160 баллах по трём предметам, мы сегодня говорим о 220, 250 баллах по итогам трёх экзаменов. Это стабильный результат, позволяющий ребенку не просто надеяться, а быть уверенным в том, что ведущие московские вузы примут его на обучение. 

— Не только столичные школы демонстрируют успешность образовательной политики, но и организации среднего профессионального образования. Расскажите, пожалуйста, о демонстрационном экзамене.

— Высокие образовательные результаты, которые я упомянула, подтверждаются весомой статистикой успехов в школьном образовании, а также в системе среднего профессионального образования. Серьезные образовательные результаты показывают средние профессиональные организации на демонстрационном экзамене. Сегодня предприятия напрямую ориентированы на результаты демонстрационного экзамена, потому что он проходит в формате WorldSkills. Это формирование наиболее важных умений, которые нужны на высокотехнологичных предприятиях. Приведу пример: если ещё три года назад демонстрационные экзамены для фрезеровщиков проходили на трёхосевых станках, то теперь — на восьмиосевых. Это просто завтрашний день. Если спросить фрезеровщика в возрасте 40-50 лет, представляет ли он, что такое восемь осей у фрезерного станка, он посмотрит на Вас с удивлением и подумает, что Вы Герберт Уэллс. А ребята, выпускники колледжей, в состоянии работать на этом станке каждый день. Я считаю, что последние три года достижения наших ребят показывают высокий уровень средних профессиональных образовательных организаций. Говоря об успехах студентов колледжей, нельзя не упомянуть чемпионат WorldSkills. Два года подряд москвичи становились победителями национального чемпионата WorldSkills, два года подряд наши ребята — победители чемпионата профессионального мастерства для лиц с инвалидностью «Абилимпикс». Это, конечно же, значительный вклад московской команды в победу российской сборной на мировом чемпионате. Из 11 медалей — 4 наших: два золота и два серебра.

— Такие выдающиеся достижения ребят поддерживаются и на правительственном уровне?

— Конечно. Московское правительство не могло не поддержать такие существенные достижения. Победители мирового чемпионата WorldSkills поощряются денежными грантами: золото, серебро и бронза — это, соответственно, 1 миллион, 500 тысяч и 250 тысяч рублей. Если мы говорим о победителях международных олимпиад школьников, то все точно так же: победители получают 1 миллион рублей, серебренные призеры — 500 тысяч, бронзовые призеры — 250 тысяч рублей. Мы также поддерживаем тех ребят, которые изъявили желание после грандиозных побед на мировом и национальном чемпионатах WorldSkills передавать свои знания студентам своих же колледжей. И они устраиваются мастерами производственного обучения. Есть так называемая «московская надбавка» — 60 и 100 тысяч рублей к ежемесячной заработной плате, если победитель мирового или национального чемпионата передаёт знания студентам своего же колледжа. Это исключительно важная вещь, ведь такие молодые мастера производственного обучения, молодые преподаватели воспитают точно таких же успешных людей в будущем. Я считаю, именно это и закладывает основы тех ярких побед, которыми мы по праву гордимся.

— Признание достижений в юном возрасте — опора для дальнейшего развития и уверенность в будущем, в том, что ты и твой труд нужны городу.

— Это действительно создаёт у ребят ощущение уверенности в завтрашнем дне. Наши победители олимпиад имеют право получить так называемый «отложенный контракт», который в дальнейшем, когда они окончат учебное заведение, даст им возможность работать в самых высокотехнологичных организациях и структурах. Что касается студентов и выпускников колледжей, то они по результатам демонстрационного экзамена получают паспорт компетенций. Это документ, который перечисляет их профессиональные умения и навыки. Мы же понимаем, что в ближайшие несколько лет основой будет не профессия, а те компетенции, которые сформированы у выпускника. Набор компетенций позволяет быть занятым в нескольких профессиях, соответственно, это сделает человека будущего более мобильным, позволит ему выбирать и место работы, и заработную плату.