Шагнуть в медицину. Как работают профильные классы для будущих докторов?

Извлекать инородное тело из дыхательных путей интереснее, чем делать перевязки, считают ребята. © / Валерий Христофоров / АиФ

 «Сильнее! Резче! - командует преподаватель. - А то он у вас сейчас задохнётся!» Потом не выдерживает и бросается к «жертве»: «Сейчас покажу: одну ладонь сюда, второй рукой надавливаете... Хоп!» - и изо рта подавившегося «пациента» вылетает шарик. 

   
   

Делаем инъекции, измеряем давление

«Это и правда тяжело, - говорит Александр Чекистов, учитель биологии и ОБЖ. - Но ничего страшного! Мы только учимся». 

«А вот с этим роботом мы занимаемся сердечно-лёгочной реанимацией, - показывает Александр Виноградов, один из «спасателей». - Сначала надо проверить, есть ли пульс, дыхание, и уже потом реанимировать». 

«У нас почти нет ошибок, - заверяет нас его напарник Глеб Крылов. - Он всегда оживает! Пальцами даже можно почувствовать пульс. Реанимация, я считаю, это самое интересное в медицинском классе. Перевязывание ран более муторное, если честно». Саша собирается поступать в Пироговку, на общую хирургию. Глеб ещё не определился до конца, но, как он говорит, половина его интересов лежит в области медицины, а вторая половина - в области химии.

Да, медицинский класс - место по-настоящему удивительное. Интерактивные манекены, обучающий стол с телемониторингом, планшеты-лаборатории, мощные микроскопы, не говоря уже о таких «мелочах», как электро­кардиограф или тонометры. Здесь учатся делать инъекции, снимать и расшифровывать кардиограмму, анализировать клетки крови и реанимировать человека с остановкой сердца. И всё это - в основном расписании школы № 1474 и ещё 120 учебных заведений столицы.

«В прошлом году мы решили войти в проект «Медицинский класс в московской школе», - рассказывает директор ГБОУ № 1474 Ирина Курчаткина. - Мы объединили свои усилия с ресурсами сетевых учреждений Департамента образования Москвы, кадровым составом 1-го Московского медицинского университета им. Сеченова. Затем к нам присоединились 30 поликлиник и ещё 60 школ. В этом году, к нашей общей радости, мы получили великолепное оборудование. Это современные биохимические лаборатории, цифровая техника, которая помогает старшекласс­никам проникнуться профессией медика, осознанно выбрать специальность. Дети смогут заранее определиться даже с профилем: стоматология, педиатрия, кардиология».    
   

Если что, робот подскажет

Подробнее о том, что происходит в классе, где парты расставлены не по порядку, а островками, рассказывает Александр Чекистов: «Я веду практикоориентированный курс «Шаг в медицину» в нашем медицинском классе. Это, по сути, предуниверсарий. Сегодня у нас организовано шесть учебных площадок. Первая - «телементор», жемчужина медицинского класса, оборудование на ней установлено самое уникальное. Обучение на нём позволяет получить метапредметное образование. Этот прибор работает в двух режимах - обучение и контроль. Мастер демонстрирует  действия, которые должны выполнить обучающиеся, а те должны за ним повторять. Когда включается второй режим, ученики сами производят определённые действия, а мастер комментирует, насколько им это удаётся, помогает выйти из сложившейся ситуации, если ребята допустили ошибку.

Вторая площадка - работа с микроскопом. Ребята изучают строение крови человека. Учитель выводит на экран результаты, которые должны получить ученики. У них несколько образцов, они должны найти необходимый, проанализировать его и записать результат в контрольный лист.

Третья рабочая группа измеряет артериальное давление с использованием датчиков, которые идут в комплекте цифровых лабораторий. Помогают им в этом механический и автоматический тонометры, полученные результаты записывают в контрольные листы, а затем анализируют полученные показатели.

Четвёртая учебная площадка - измерение функциональных параметров организма. Температура тела, частота дыхания, сердечных сокращений... Делают это на специальных планшетах, они же - электронно-цифровые лаборатории со встроенными датчиками, после всё записывают и анализируют.

Пятая площадка - неотложные состояния. Мы используем совершенно уникальных роботов: это тренажёры, которые модулируют реальные состояния. Они умеют дышать и разговаривать. Если при непрямом массаже сердца вы всё выполняете правильно, горит зелёная лампочка. Если при вентиляции лёгких горит оранжевая лампочка, тоже всё в порядке. Если что-то идёт не так, манекен голосом подсказывает, что надо сделать. Вторая зона этой площадки - извлечение инородного тела, попавшего в дыхательные пути. 

Шестая площадка - изучение параметров атмосферы, в нашем случае - атмосферы класса. Ребята измеряют окись углерода, кислород. Все показатели по­ступают на планшетный компьютер, ученики проводят не менее четырёх измерений для чистоты эксперимента».

Кардиологи и ветеринары  

Курсы повышения квалификации в Сеченовке - практикумы и теоретические занятия - проходят учителя химии, биологии и ОБЖ, для каждого - своя группа занятий. Два раза в месяц они сами превращались в студентов и посещали практические занятия, которые длились 4-5 часов. В этом году переподготовка будет продолжаться. «Новое оборудование довольно сложное, и учителю трудно работать на нём. Вот, скажем, ЭКГ. Мы знаем, куда прикреплять датчики, какую кнопочку нажать. А дальше что? Ведь кардиограмму нужно расшифровать, построить модель, - продолжает Александр. - Самое сложное для ребят в медицинском классе - побороть свой страх. А здесь сразу столько всего нового! Они боятся что-то по­пробовать, сделать что-то не так. Но мы успешно преодолеваем это, ведь если подросток решил, что свяжет свою жизнь с медициной, ему нужно как можно раньше перешагнуть через этот страх». 

Анна Леонова хочет по­ступать в Сеченовку на лечебное дело, чтобы стать кардиохирургом.
Её напарница Екатерина Анфиногенова - в МГУ на кафедру биотехнологий. «Лишние часы по химии и биологии - уже дополнительные знания, - рассуждают они. - Проект, который мы сейчас делаем, даёт нам возможность выиграть грант. Если это удастся, это будут дополнительные баллы к ЕГЭ». Девочки работают с телементором - учатся брать кровь из вены. Судя по всему, не ошибаются: интерактивный преподаватель замечаний не делает. «Я люблю сериал «Доктор Хаус», - рассказывает Аня. - Это очень интересно: каждая история болезни как детектив». Кате больше нравятся «Скорая помощь» и «Клиника» - её больше увлекают отношения между медиками.

А вот Даниил Гордеев ещё недавно занимался не медициной, а теннисом. Но травма спины не дала ему построить спортивную карьеру, зато подарила новое увлечение: теперь парень хочет связать свою жизнь с ортопедией, а поступать собирается в 1-й мед.

Илья Милеев тоже хочет стать врачом, но лечить не людей, а зверей. Он намерен по­ступать в Тимирязевскую академию на факультет ветеринарии. «Я животных люблю, - делится он. - У меня дома кошка и немецкая овчарка». 

Конечно, невозможно гарантировать, что все эти замечательные ребята будут учиться именно там, где хотят, - по крайней мере, сразу. Но совершенно очевидно, что медицин­ский класс уже помогает им превратить мечту в цель. А значит, у них всё получится.

Смотрите также: