«Сильнее! Резче! - командует преподаватель. - А то он у вас сейчас задохнётся!» Потом не выдерживает и бросается к «жертве»: «Сейчас покажу: одну ладонь сюда, второй рукой надавливаете... Хоп!» - и изо рта подавившегося «пациента» вылетает шарик.
Делаем инъекции, измеряем давление
«А вот с этим роботом мы занимаемся сердечно-лёгочной реанимацией, - показывает Александр Виноградов, один из «спасателей». - Сначала надо проверить, есть ли пульс, дыхание, и уже потом реанимировать».
«У нас почти нет ошибок, - заверяет нас его напарник Глеб Крылов. - Он всегда оживает! Пальцами даже можно почувствовать пульс. Реанимация, я считаю, это самое интересное в медицинском классе. Перевязывание ран более муторное, если честно». Саша собирается поступать в Пироговку, на общую хирургию. Глеб ещё не определился до конца, но, как он говорит, половина его интересов лежит в области медицины, а вторая половина - в области химии.
Да, медицинский класс - место по-настоящему удивительное. Интерактивные манекены, обучающий стол с телемониторингом, планшеты-лаборатории, мощные микроскопы, не говоря уже о таких «мелочах», как электрокардиограф или тонометры. Здесь учатся делать инъекции, снимать и расшифровывать кардиограмму, анализировать клетки крови и реанимировать человека с остановкой сердца. И всё это - в основном расписании школы № 1474 и ещё 120 учебных заведений столицы.
Если что, робот подскажет
Подробнее о том, что происходит в классе, где парты расставлены не по порядку, а островками, рассказывает Александр Чекистов: «Я веду практикоориентированный курс «Шаг в медицину» в нашем медицинском классе. Это, по сути, предуниверсарий. Сегодня у нас организовано шесть учебных площадок. Первая - «телементор», жемчужина медицинского класса, оборудование на ней установлено самое уникальное. Обучение на нём позволяет получить метапредметное образование. Этот прибор работает в двух режимах - обучение и контроль. Мастер демонстрирует действия, которые должны выполнить обучающиеся, а те должны за ним повторять. Когда включается второй режим, ученики сами производят определённые действия, а мастер комментирует, насколько им это удаётся, помогает выйти из сложившейся ситуации, если ребята допустили ошибку.
Вторая площадка - работа с микроскопом. Ребята изучают строение крови человека. Учитель выводит на экран результаты, которые должны получить ученики. У них несколько образцов, они должны найти необходимый, проанализировать его и записать результат в контрольный лист.
Третья рабочая группа измеряет артериальное давление с использованием датчиков, которые идут в комплекте цифровых лабораторий. Помогают им в этом механический и автоматический тонометры, полученные результаты записывают в контрольные листы, а затем анализируют полученные показатели.
Четвёртая учебная площадка - измерение функциональных параметров организма. Температура тела, частота дыхания, сердечных сокращений... Делают это на специальных планшетах, они же - электронно-цифровые лаборатории со встроенными датчиками, после всё записывают и анализируют.
Пятая площадка - неотложные состояния. Мы используем совершенно уникальных роботов: это тренажёры, которые модулируют реальные состояния. Они умеют дышать и разговаривать. Если при непрямом массаже сердца вы всё выполняете правильно, горит зелёная лампочка. Если при вентиляции лёгких горит оранжевая лампочка, тоже всё в порядке. Если что-то идёт не так, манекен голосом подсказывает, что надо сделать. Вторая зона этой площадки - извлечение инородного тела, попавшего в дыхательные пути.
Шестая площадка - изучение параметров атмосферы, в нашем случае - атмосферы класса. Ребята измеряют окись углерода, кислород. Все показатели поступают на планшетный компьютер, ученики проводят не менее четырёх измерений для чистоты эксперимента».
Кардиологи и ветеринары
Курсы повышения квалификации в Сеченовке - практикумы и теоретические занятия - проходят учителя химии, биологии и ОБЖ, для каждого - своя группа занятий. Два раза в месяц они сами превращались в студентов и посещали практические занятия, которые длились 4-5 часов. В этом году переподготовка будет продолжаться. «Новое оборудование довольно сложное, и учителю трудно работать на нём. Вот, скажем, ЭКГ. Мы знаем, куда прикреплять датчики, какую кнопочку нажать. А дальше что? Ведь кардиограмму нужно расшифровать, построить модель, - продолжает Александр. - Самое сложное для ребят в медицинском классе - побороть свой страх. А здесь сразу столько всего нового! Они боятся что-то попробовать, сделать что-то не так. Но мы успешно преодолеваем это, ведь если подросток решил, что свяжет свою жизнь с медициной, ему нужно как можно раньше перешагнуть через этот страх».
Илья Милеев тоже хочет стать врачом, но лечить не людей, а зверей. Он намерен поступать в Тимирязевскую академию на факультет ветеринарии. «Я животных люблю, - делится он. - У меня дома кошка и немецкая овчарка».
Конечно, невозможно гарантировать, что все эти замечательные ребята будут учиться именно там, где хотят, - по крайней мере, сразу. Но совершенно очевидно, что медицинский класс уже помогает им превратить мечту в цель. А значит, у них всё получится.
Смотрите также:
- «Крови не боюсь». В школах Москвы открылись медицинские классы →
- «Ура, уроки!» В школе гораздо интереснее, чем кажется →
- Доктора с соседней парты. Как найти свое призвание? →