Никаких поблажек
То, что женщины могут быть военными лётчицами, уже давно не новость. Дамы управляют боевыми самолётами во многих армиях мира, а в истории нашей страны такой опыт был в годы Великой Отечественной войны. В Краснодаре об этом напоминает нарисованное на стене многоэтажки огромное граффити с лицом легендарной летчицы Евдокии Бершанской. В 1941 году в возрасте 28 лет она возглавила один из трёх созданных тогда в СССР женских бомбардировочных полков.
В прошлом году министр обороны РФ Сергей Шойгу принял решение впервые со времён войны набрать в авиационный военный вуз девушек. В наши дни это дело новое, в истории новой России такого опыта нет, поэтому и внимания оно требует особого.
Учёба в военном вузе подчинена строгим законам. Поэтому это испытание даже для парней, не говоря уже про девушек. Полковник Олег Бучельников, врио начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, вспоминает: за первый учебный год у курсанток были и слёзы, и усталость, и грусть.
«Особенно в самом начале, когда девушки проходили курс общевоенной подготовки и столкнулись с другими трудностями военной службы, были заметны эмоции, — говорит Олег Бучельников. — Но главное, что ни одна из них не сказала: „Извините, я ошиблась, это не моё“. Ни одна не попросила поблажку. Они достаточно мужественно и терпеливо всё переносили и подошли к итоговой аттестации за первый курс в полном составе».
До реальных полётов у девушек пока дело не дошло. За штурвалы боевых машин все курсанты краснодарского вуза садятся только на третий год обучения. Но и на земле шестнадцать «пионерок» успели себя показать. В общей сложности за год они изучили четырнадцать общеобразовательных и специальных дисциплин. И если говорить именно об успеваемости, то результаты будущих лётчиц выше всяких похвал.
«Своим старанием и ответственностью девушки зарекомендовали себя с положительной стороны, — продолжает Олег Бучельников. — Их средний балл по итогам зимней промежуточной аттестации немного превысил средний балл курсантов-юношей. Но всё-таки на первом курсе в основном изучаются типовые общенаучные предметы. Пока мы связываем более высокий средний балл именно с тем, что у девушек сильнее развиты усидчивость и старание. Даже конспекты у них красивее, чем у юношей».
Также надо учитывать, что конкурс у будущих лётчиц был намного выше, чем у парней. Набирали всего пятнадцать курсанток, а шестнадцатую приняли дополнительно только благодаря её высоким показателям и после личного решения Сергея Шойгу. Поэтому в авиаучилище пробились только лучшие из лучших.
Расслабиться не получится
«Я мечтала о службе ещё класса с шестого и вообще не представляю себя на гражданке, — рассказывает курсантка Валерия Абдуллина из Белгорода. — Это стремление мне привил отец, который служил техником военной авиации. Он говорил, что, хотя дни в армии похожи друг на друга, такая жизнь всё равно намного интереснее и насыщеннее, чем у гражданских. И когда ты служишь Родине, то понимаешь, что все твои действия имеют смысл. Ты приносишь пользу своей стране, и это тоже очень хорошая мотивация. Мы очень стараемся и расстраиваемся, когда получаем четвёрки».
Такой настрой помогает Валерии переносить все трудности. По её словам, если в обычном институте после напряжённой подготовки и сессии можно расслабиться, то в авиаучилище так не получится. Учёба в военном вузе сопряжена со службой, и после экзаменов приходится заниматься самоподготовкой. Также обязательно соблюдать распорядок дня. Каждый день кроме воскресенья нужно вставать в 6 утра и делать зарядку. Валерия хорошо знает разницу между жизнью курсантов и обычных студентов, потому что успела поучиться в гражданском вузе. А до него она пыталась поступить в Военную академию воздушно-космической обороны в Твери. К слову, до решения Сергея Шойгу многие другие девушки шли таким же путём.
Ольга Шиповалова из города Бутурлиновки Воронежской области изначально планировала учиться в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. Девушку с детства манило небо, потому что в её городе находится полк истребительной авиации. Она всю жизнь наблюдала за самолётами и общалась с лётчиками.
«Я с детства не выбирала лёгких путей, и у меня никогда не было желания быстрее выйти замуж, завести детей, — говорит Ольга Шиповалова. — Конечно, в будущем я хочу семью, но сейчас для меня важнее всего погоны. Мы с парнями учимся одним потоком и прекрасно общаемся, но о женитьбе говорим разве что только в шутку. Чтобы стать лётчиком, нужно очень усердно учиться. Как говорят преподаватели, то, что ты знаешь на земле на пять, в небе ты будешь знать на три».
А вот Владислава Григоренко из Челябинска «заболела» авиацией благодаря военным парадам с участием самолётов. Их вид её завораживал. Так появилась мечта стать лётчиком. Поэтому она просто счастлива, что попала в авиаучилище.
«Конечно, при поступлении были сильные переживания, — признаётся Владислава Григоренко. — Я боялась что-то сделать неправильно, например, не сдать пресс на физподготовке. Но всё получилось. Наверное, потому, что я очень стремилась к своей цели. Я хорошо сдала ЕГЭ, занималась спортом. Учиться здесь нелегко, но мы все знали, куда идём, и были морально готовы к трудностям. Никакой звёздности у нас нет. Мы такие же курсанты, как и наши однокурсники-мальчики».
Военнослужащие женского пола
Сразу после исторического набора в авиаучилище началась научно-исследовательская работа. Ее цель в том, чтобы всестороннее изучить, как особенности женского организма и психики сказываются на освоении профессии военного лётчика. Анализируются процессы адаптации курсанток, развитие у них важных для профессии качеств. Это задача не одного года, и делать выводы пока рано, но можно с точностью сказать, какого результата в вузе хотят добиться: чтобы в небе за штурвалом самолёта девушки ничем не отличались от парней.
«Мы исходим из того, что специальных самолетов для девочек не будет, соответственно, и программа обучения у них должна быть такая же, как у мальчиков, — говорит начальник научно-исследовательского отдела профессионального психологического отбора и обучения лётного состава училища Фёдор Мальчинский. — Очень важно, чтобы девушки научились регулировать своё эмоциональное состояние, потому что это основополагающий принцип при работе в стрессовых ситуациях. Взлёт — это уже стресс для психики, и сложности с этим могут возникать и у юношей. Например, были случаи, когда курсант в первом полёте от захлестнувших эмоций и эйфории не слышит команд инструктора».
В быту различия между курсантами двух полов игнорировать невозможно, несмотря на одинаковые погоны и один на всех устав. Девушки с самого начала живут на территории училища отдельно от парней, причём в более комфортных условиях. Кстати, юноши относятся к такому положению дел с полным пониманием (судя по результатам анкетирования). Но, если говорить именно о службе, в вузе всегда стараются подчеркнуть равенство всех учащихся.
«Все находящиеся в стенах нашего училища курсанты в первую очередь являются защитниками Родины, — говорит заместитель начальника первого факультета базовой подготовки, начальник учебной части, полковник Максим Безрук. — Девушки у нас — это военнослужащие женского пола, и они ничем не отличаются от других курсантов. Они так же несут службу, выполняя все положенные законы и уставы. Они понимают, что мы все военные, и стараются быть такими же, как и мужчины. Может, поначалу что-то не получается, но я думаю, что со временем все будет хорошо».
Набор девушек в Краснодарское авиаучилище, единственное в стране, готовящее пилотов военных самолётов, продолжится. В этом году планируется принять ещё пятнадцать курсанток. Борьба за места обещает быть не менее серьёзной, чем в прошлом году.