«Работаем для победы». Учитель из ДНР рассказала о буднях донбасской школы

Учитель истории и обществознания средней школы № 83 города Макеевки (Донецкая народная республика) Юлия Бахмутская во время пресс-конференции призеров всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2022 году. © / Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Преподаватель истории и обществознания из города Макеевка в ДНР Юлия Бахмутская стала одним из пяти лучших учителей страны, пройдя в финал конкурса «Учитель года России-2022». Она работает в школе уже 17 лет. Её мама — тоже педагог. Как сейчас живут учителя и их ученики на Донбассе, Юлия Бахмутская рассказала aif.ru 

   
   

«Острые углы старались обходить»

— Юлия Викторовна, вы работали в школе ещё при Украине. Как менялись подходы к преподаванию тогда и сейчас? 

— Если вы имеете в виду идеологическую подоплеку, то вначале, до 2010 года, особо никаких идеологических акцентов не расставлялось. Ближе к 2014 году это начало ощущаться. Однако особенно сильного давления, яркой пропаганды у нас тогда не было. Спорные моменты можно было как-то обойти, сгладить углы, не акцентировать на чем-то внимание. 

А с 2014 года мы начали плавно переходить на российские программы. Занимались по российским учебникам, хотя наши программы немного отличались — часами, определёнными моментами. И сейчас у нас такие же учебники, как в российских регионах. 

— Депутаты рассказывали, что во многих украинских учебниках сильно искажались факты про Великую Отечественную войну — преступники там превращались в героев, саму войну изучали только несколько занятий в мае, причем в 10 классе. У вас не было таких перегибов?

— Я до недавнего времени не преподавала в 10-11 классе, так как работала в школе, где было всего 9 классов, поэтому ничего в этом плане сказать не могу. А когда я стала вести уроки в 10-11 классе, мы уже занимались по российским учебникам. Но могу подтвердить, что история Великой Отечественной войны освещалась в учебниках недостаточно глубоко, поверхностно. Можно было бы больше внимания уделить этому событию. 

«Массового оттока кадров не было»

— Много ли учителей уехало после 2014 года, после 24 февраля? Ректор Мариупольского университета рассказала aif.ru, что у них все преподаватели кафедры истории и украинской филологии выехали на территорию Украины. 

   
   

— После 2014 года некоторые учителя стали уезжать. Но такого массового оттока кадров, как в вузах, в школах не было. Вузы пытались вывозить на подконтрольную Украине территорию. У нас был Донецкий университет, так вот он и в ДНР остался, и такой же Донецкий университет, только подчинённый министерству образования Украины, функционирует в другом городе. Поэтому многие — не могу сказать, что все — уезжали. Так что нехватка учителей в школах тоже есть, но не могу сказать, что она критическая. Как-то справляемся. Выходим на замену. На качестве образования это, надеюсь, не отражается. 

— Много говорили о том, что на Донбасс приедут учителя из российских регионов. К вам не доехали?

— В нашу школу пока, к сожалению, нет. Хотя нам тоже нужны учителя. Мы ждем. Возможно, кто-то еще доедет. 

— А учебниками вас обеспечивают?

— Да, потихонечку. В связи с переходом на новые образовательные стандарты меняются и учебники. И мы тоже в скором времени получим новые. 

Учёба под обстрелами

— В сводках постоянно под обстрелами вместе с Донецком фигурирует и Макеевка. Как вы живете, ходите на работу? 

— Дети в школу не ходят. С февраля они учатся дистанционно. Ничего хорошего в этом нет, но безопасность важнее неудобств. Учителя все в основном каждый день на рабочих местах в школе. Но если какие-то серьезные обстрелы, то, думаю, администрация пойдет на уступки и разрешит работать из дома. Никто не будет жертвовать жизнью людей ради того, чтобы просто прийти на работу. Тем более что мы ее можем выполнять и из дома. 

Надо сказать, что Макеевка — немаленький город. Раньше здесь проживало полмиллиона человек. По площади — почти как Донецк, есть несколько крупных административных районов. И не все попадают под ежедневный обстрел. Конечно, может где угодно прилететь. Но в основном страдают, к сожалению, определённые районы, которые ближе к Донецку (Об обстрелах Юлия Викторовна говорит буднично, без эмоций, как будто это уже привычная часть жизни — Ред.). Например, из центра Макеевки можно доехать в Донецк на маршрутке примерно за 20-25 минут. А если брать Червоногвардейский район, который граничит с Донецком, то через 5 мин можно добраться до Калининского района столицы республики. Вот ему достаётся, к сожалению, больше всего.

— Говорили, что при переходе на новые образовательные программы в школах будет возможность для желающих учиться на украинском языке. А есть такие желающие?

— Особо не видела желающих. У нас изначально был русскоязычный регион. Дети в семье разговаривают по большей части на русском языке. Поэтому русский язык более привычен и более комфортен. Если и найдутся желающие учиться на украинском, то их будет совсем немного. 

— Какие сейчас настроения в городе, среди ваших коллег?

— Работаем для победы, надеемся на лучшее, на скорейшее урегулирование конфликта. Духом не падаем, руки не сложили. Стараемся быть полезными.

— Ваша семья с вами, никуда не уезжала?

— Да, у меня двое детей. Сын в 11 классе, дочке 6 лет. Пока не определились, куда будет поступать сын, но по моим стопам точно не пойдет. 

— Почему вы решили участвовать в конкурсе, какие впечатления, как вам общение с коллегами?

— Этот конкурс является флагманским, основополагающим в педагогике сегодня. Поэтому, думаю, любой человек хотел бы поучаствовать, попробовать свои силы. Ну и я не исключение. Организация конкурса превзошла мои ожидания. Все на очень высоком уровне, начиная от бытовых вопросов — размещения, питания и заканчивая вопросами оборудования, которое было необходимо для проведения конкурса. Все предоставлялось. Создавались комфортные условия, чтобы конкурсант смог реализовать свой потенциал в конкурсе. 

Что я взяла для себя? Естественно, любое общение с коллегами — это обмен опытом, он очень ценен и важен. Конечно, есть особенности преподавания. Даже если не истории, а, к примеру, математики. Интересно было послушать, как вообще организован процесс обучения в школе, особенности воспитательной работы. Очень много интересного почерпнула для себя — будем применять.