Название российской вакцины стали употреблять в 9 раз чаще, чем раньше.
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина подвёл итоги ежегодного исследования. Проанализировав тексты русскоязычных СМИ (как российских, так и зарубежных) и публикации в соцсетях, эксперты отобрали наиболее употребляемые слова 2021 г.
В результате на первом месте оказалось слово «Спутник»: его использовали в 9 раз чаще, чем в предыдущие три года. На втором месте – «Афганистан», на третьем – словосочетание «Северный поток». Кстати, о популярности слова «Спутник» говорят и новые шутки. Например: «У вас есть свободные столики?» – «А вы одна или со «Спутником»?»
«Выбор Института русского языка вызывает у меня двойственные чувства, – говорит лингвист, кандидат филологических наук, соавтор книги «Русский без нагрузки» Ксения Туркова. – С одной стороны, я с ним согласна: лексика, связанная с вакцинацией, была ключевой в этом году и во многом его определяла. С другой стороны, «Спутник» – это всё-таки название бренда. Вряд ли можно сказать, что в англоязычном мире главными словами года станут «Пфайзер» и «Модерна». А вот общее слово «вакцина» – да. Поэтому я скорее соглашусь с выбором Оксфордского словаря, который назвал главным корень vax и всё, что от него образовано.
Что касается шуток, то мне кажется, языковой игры больше было вокруг QR-кодов. Возникли такие неологизмы, как «куарник» и «бескуарник», глаголы «куарнуться» (получить код), «обескуариться» (потерять его) и «куарничать» (сидеть в ресторане с друзьями)».