Посчитали умных. На международной олимпиаде по математике у РФ 6 медалей

Российские школьники обыграли на Международной математической олимпиаде в Осло американцев и корейцев, уступив только китайцам. Однако из-за санкций заслуженное Россией серебро передали Корее. Но это нисколько не умаляет тот факт, что русские дети — одни из самых умных в мире. В прошлом году наша страна также заняла 2 место в команде. 

   
   

На этот раз школьники из России завоевали три золотые и три серебряные медали. В соревновании участвовали свыше 600 ребят из более ста стран. 

Золото получили Галия Шарафетдинова — выпускница лицея № 131 Казани (Республика Татарстан), Иван Бахарев и Максим Туревский, выпускники Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга. Серебряными медалями удостоены выпускница санкт-петербургского Президентского физико-математического лицея № 239 Таисия Коротченко, ученик 10 класса санкт-петербургского Президентского физико-математического лицея № 239 Роман Кузнецов и выпускник московского Лицея «Вторая Школа» Денис Мустафин

Шарафетдинова также заняла 1 место в общем рейтинге олимпиады. Всего десять детей в мире, которые набрали максимальный балл (шестеро из Китая, а также по одному из Вьетнама, Украины, Японии, России), и Галия — одна из них. Кстати, двух девочек взяли в российскую команду впервые с 2011 года. 

Aif.ru поговорил с главным тренером российской команды, учителем математики Президентского Физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Кириллом Суховым. 

— Кирилл, как сказались санкции на участии наших детей?

— Россию как команду от олимпиады отстранили, но разрешили шестерым школьникам участвовать индивидуально, по типу как на спортивной олимпиаде — без российского флага. Поэтому наша команда, реально заняв второе место по баллам, его не получила. Так как отстранили команду. 

   
   

— Среди наших главных конкурентов — Китай, Южная Корея и США. С первыми понятно. Но разве в США так сильна математическая наука?

— Олимпиадная математика в США достаточно хорошо развита. Другое дело, что в команде США в основном китайцы участвуют. Но, тем не менее, они являются гражданами США и выступают за эту страну. 

— В прошлом году у наших ребят было 5 золотых и одна серебряная медаль. В этом году результат чуть хуже? Или это опять из-за санкций?

— Если бы в этом году черта по золотым и серебряным медалям легла немножко по-другому, то было бы тоже опять 5 золотых и 1 серебряная. Сложно сравнивать — лучше или хуже, по сумме баллов мы также заняли второе место. Более того, у двоих наших школьников всего 1 балла не хватило до золотой медали.

Дистанционно не сложнее участвовать, просто не так интересно, потому что ты не общаешься с другими людьми. В целом просто такой дополнительный нюанс. 

— Почему китайцы всегда всех обходят? В чём их секрет?

— Основной секрет в том, что, во-первых, их гораздо больше. Во-вторых, у них очень много внимания уделяется математическому образованию. Конкуренция очень серьезная. Три года назад, когда мы ездили на китайскую олимпиаду, наш лучший школьник был на 21 месте в китайской национальной олимпиаде. 

— Как вы отбираете детей в команду?

— Это долгий многоступенчатый процесс. Отбор начинается со Всероссийской олимпиады школьников. После этого проходит пять олимпиад и сборов, на которых мы учим, даем тренировочные задания олимпиад, отбираем окончательную команду. 

— Куда поступали победители?

— Все наши выпускники поступают на математические или околоматематические специальности.

— Как разглядеть талантливого ребёнка? Вы как-то сказали, что учитель должен услышать ребёнка и постараться понять его мысль, а не ждать от него ответ, который требуется и известен самому педагогу. Видимо, если бы все учителя были такими, и талантливых детей было бы больше?

— Количество талантливых детей не меняется. Просто этот талант нужно открыть и развить. Не все это могут. 

— Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку стать успешнее в математике?

— Главное, что могут сделать родители, — это любить своего ребёнка. Всячески способствовать тому, чтобы развить то, что у него получается, поддерживать. Важно умение быть вовремя в образовательном процессе. То есть когда ребёнок начинает заниматься, интересоваться его успехами. А когда он уже много занимается и в принципе сам понимает, зачем и что он делает, не мешать ему, не присваивать себе его успехи, не ругать за неудачи и т. д. Просто любить и поддерживать. 

Лидеры международной математической олимпиады в 2022 г. 

Китай — 252 балла, 6 золотых медалей

Республика Корея — 208 баллов, 3 золотых и 3 серебряных медали

США — 207 баллов, 4 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая медали

Вьетнам — 196 баллов, 2 золотых, 2 серебряных и 2 бронзовых медали

Румыния — 194 балла, 2 золотых, 4 серебряных медали

У России 217 баллов, но в официальный командный зачёт этот результат не включили.