Ежегодно родители будущих первоклашек сталкиваются с дилеммой: нужно ли тратить немалые деньги и время для подготовки к школе в платных развивающих центрах?
Aif.ru собрал мнения специалистов, учителей и родителей.
«Если бы знала, что в школе дети с разной подготовкой будут учиться по одинаковой программе и в равных условиях, я бы не таскала сына с четырех лет по разным “подготовишкам”, — говорит Мария, мама второклассника Вани. — Мой сын год назад читал 70 слов в минуту, а были дети, кто не мог осилить и 15. На что учительница сказала: “Я не Бог, мозги не раздаю”. Мозги? Причем тут мозги? Мы потратили кучу денег, я считала — почти сто тысяч, срывалась с работы, и я таскала сына на занятия 3 раза в неделю. Все дети изучают одну программу. Так зачем мы так надсажались»?
С ней готова поспорить Елена, мама Ваниного одноклассника Саши: «Мы как-то гуляли с сыном, ему было года три. Навстречу шла женщина с ровесником Саши, мы поравнялись, я услышала, как она своему ребенку говорит: “Это столб, он железобетонный”. Я обомлела: мой ребенок в этом возрасте такой информации не получал. А она нужна? И, конечно, мы рванули на подготовительные курсы, потому что я не знаю, важно ли ребенку знать о железобетонном столбе в три года. А вдруг он вырастет неучем? Я ведь не педагог. Записала сына в развивающий центр, занимались два раза в неделю, возила его через две остановки, очень удобно. В итоге он пошел в школу полностью готовым, нас хвалили, сын носил “звездочки” — это пятерки в первом классе».
Детский сад заменяет подготовительные курсы?
По мнению эксперта, понять родителей будущего первоклассника, которые считают своим долгом отвести ребенка на дополнительные занятия, можно. Однако Кисель убеждена, что это излишне. «Конечно, я говорю о детях, которые посещают детский сад. Современный детский сад — это уже и есть первая ступень образования и воспитания, где подготовка детей к обучению в школе осуществляется на занятиях на основе привычных для них видов деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования, пения, танцев, проведения опытов», — заключает эксперт.
Система занятий выстроена так, что выпускники детского сада овладевают всеми необходимыми знаниями и навыками. Представления об окружающем мире дети усваивают из практического опыта, действий с предметами, в изобразительной и музыкальной деятельности, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.
Кисель советует больше доверять своему ребенку и создать в семье позитивное, праздничное настроение в преддверие первого сентября. А дополнительные усилия и прохождение экспресс-курсов могут иметь обратное действие, повышая тревожность вашего ребенка.
«Вкладывайтесь в детей!»
Эксперт называет несколько видов страхов, которые ребенок испытывает перед первым классом: поднять руку, отвечать у доски, сделать ошибку, знакомство с новыми детьми, осуждение другими детьми, расставание с любимой игрушкой, одиночество, двойки. Лучше, если к такому кризису родители помогут своему ребёнку подготовиться. Это как построить мост между детсадом и школой. Для этого существует масса развивающих центров. В малых группах опытный педагог поможет ребёнку все эти страхи превратить в силу. Когда он пойдёт в школу, у него их просто не будет.
«Наши выпускники хорошо учатся в лицеях, гимназиях. Отличаются от своих сверстников эрудированностью, скоростным мышлением, желанием учиться, участвуют в школьных олимпиадах с высокими результатами, мы получаем благодарности от родителей и их детей», — говорит специалист.
Многие родители надеялись на школу, но сейчас в нее идут уже хорошо подготовленные дети. Поэтому случаются обидные ситуации: ребёнок после 2 класса не умеет решать уравнения, запомнить таблицу умножения. Тогда педагоги или репетиторы занимаются с ним, образно говоря, отправляя в первый класс. А ведь этого можно было избежать.
«Не надо вспоминать о том, что было в прошлом веке, в школах всему учили. Сейчас скоростной век. Сейчас рождаются другие дети, с другими скоростями и возможностями. Им надо только давать задания, различные упражнения, интеллектуальные игры. Они впитывают всё. Дети берут в руки телефон и все там находят без подсказки взрослого. А вот читать не все сами могут научиться. В этом им надо помочь, — уверена педагог. — Поэтому уважаемым родителям советую уже с 4-х лет водить детей в развивающие студии».
«МА и ЭМА»
«Необходимо ориентироваться на требования именно той школы, в которую вы зачисляете ребёнка (уровень и требования у школ разные), — говорит эксперт. — Ситуацию осложняет то, что классы в общеобразовательных школах переполнены, у учителя нет возможности уделять каждому ученику достаточно времени и искать к нему индивидуальный подход. Основная масса современных детей уже приходит подготовленная: дети умеют читать и писать, а значит, именно на них и будет ориентироваться учитель, выстраивая свой образовательный процесс».
Жизнь ребёнка кардинально меняется. Нахождение в новом обществе среди незнакомых людей, новые требования и правила... Всё это и так способствует стрессовому состоянию. Еще хуже будет чувствовать себя ребёнок, который понимает, что ему не удается то, что легко могут одноклассники. Дети, которые совсем не подготовлены к школе, попадают в категорию отстающих и получают опыт неуспешности, что в свою очередь сильно демотивирует их к обучению. Оживить мотивацию к обучению потом гораздо сложнее.
Посещение курсов по подготовке помогает ребёнку быстрее адаптироваться к школьной системе: социализироваться, привыкнуть к системе уроков/занятий, особенно для детей, которые не посещают садики, а находятся дома с родителями. Если ребенок посещает садик, то проблема социализации не стоит так остро, и родитель может самостоятельно научить ребёнка базовым навыкам чтения и устного счета, если у него есть свободное время и желание.
При школах сейчас также существуют подготовительные курсы, они недорогие и тоже призваны помочь детям адаптироваться к школьным занятиям.
Но если родитель берет на себя ответственность по самостоятельной подготовке к школе, часто возникает ситуация, что он делает это неправильно с методической точки зрения. Да, родители умеют читать, считать и писать, но это не значит, что они могут легко научить этому малыша, потому что не являются профессиональными педагогами. Ягодкин отмечает, что самая частая ошибка в том, что родители учат с детьми буквы, а не звуки. Это приводит к тому, что ребенок не может сложить их в слоги. Например, выучив буквы М (эм) и А, ребёнок читает: ЭМА, вместо МА. И таких ошибок бывает достаточно много. Далее педагогу приходится переучивать ребенка, а это гораздо сложнее, чем научить ребёнка с нуля.
«Нужно в первую очередь развивать познавательную активность»
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок хорошо учился. Поэтому ведёт дошкольника на подготовительные занятия. Как правило, платные. Делается это из благих побуждений: «К первому классу он должен читать, считать и писать!», «Потом спасибо скажет!» и т. д. Но оправданы ли подобные действия?
Серова уверена, что нужно в первую очередь развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, самостоятельность. Именно эти компетенции позволят ребенку успешно освоить позицию ученика. Умение читать и писать — вторично.
А вот если учиться неинтересно, дополнительное обучение (развитие навыков чтения, письма и счета) не будет эффективным, а только усугубит ситуацию, сведя на нет мотивацию к обучению в школе. Эксперт уверена, что подготовительные курсы не являются гарантом хорошей успеваемости.
Другое дело, если ребенка вдохновляет обучающий досуг — значит, для него это собственные точки роста. И лучшая помощь родителя — найти такое занятие. Важно помнить, что ведущая деятельность у старшего дошкольника — игровая. В игре много творчества, радости и энергии, которые дают детям ощущение уверенности в себе.
Готовить ребенка к школе можно по-разному. Необязательно тратить на это деньги. Иногда время, проведенное с вами — ценнее и эффективнее, чем популярные и разрекламированные развивающие занятия для дошкольников.