Вступительная кампания — 2023 в технических вузах рискует повторить печальный опыт прошлого года, когда Минобрнауки было вынуждено продлить сроки приёма из-за недобора желающих поступать на инженерные специальности.
Недобор — 20 тысяч
Хотя окончательные итоги ЕГЭ и поступления будут подведены ближе к осени, уже сейчас просматривается нерадостная картина. Ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор Александр Иванов проанализировал статистику и подсчитал «недостачу».
«Число участников экзамена по профильной математике — около 282 тыс. В прошлом году было 302 тыс. Минус почти 20 тыс. за год. Притом что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников увеличилась вследствие подъёма рождаемости в середине нулевых, — говорит он. — Профильная математика — вступительный экзамен, и тут важно не только число участников, но и его результаты. В вузах, подведомственных Минобрнауки — где готовят инженеров, айтишников и т. д., — порог минимальных баллов, необходимых для поступления, равен 39. В прошлом году доля неудачников составила 20,5%. Видимо, можно ориентироваться на этот показатель и в нынешнем году. Таким образом, количество абитуриентов, способных поступить на связанные с математикой специальности, составит примерно 226 тыс.».
Напомним, что на 2023/2024 учебный год Минобрнауки увеличило число бюджетных мест в области инженерного дела и технологий практически до 246 тыс. «Поставьте рядом эти две цифры — 246 и 226, и вы увидите масштаб предстоящего недобора. Прежде всего на те самые инженерные специальности», — отмечает Иванов.
По физике картина ещё хуже. Число выбирающих этот предмет год от года снижается. Если в 2020 г. таких было почти 140 тыс., то в этом году — меньше 100 тыс.
Физруков переучивают в математиков
«ЕГЭ как пылесос вытягивает талантливую молодёжь из регионов в столичные вузы, — продолжает профессор. — В Петербурге множество барменов и официантов с высшим образованием. А в региональных технических вузах они были бы успешными студентами и потом работали бы на предприятиях в своих регионах. Мы тратим бешеные деньги на выпуск кадров, которые невостребованы. Добавлять бюджетные места на инженерные направления бессмысленно, когда не из кого набирать».
Не повторяя опыт СССР
Да, для обеспечения технологического суверенитета стране нужны физики и математики. Но условия для них не выглядят привлекательными. «Госпредприятия готовы платить 30–50 тыс. руб. Это ниже средних цифр по рынку труда, особенно если взять сферу услуг, сегменты цифровой экономики. Да и перспективы карьерного роста неочевидны», — добавляет Абанкина.
В других странах, по её словам, как и в России, большинство выпускников выбирают сейчас бизнес-образование, гуманитарную сферу и креативные индустрии. «Инженерные специальности предлагаются для узкой группы хорошо подготовленных и мотивированных ребят. Думаю, и нам надо ориентироваться на такую же группу. Готовить тех, кто в состоянии справиться со сложными программами. Для этого требуется серьёзное взаимодействие технических вузов со школами». По мнению эксперта, вузам стоит также обратить внимание на ребят, окончивших колледж и имеющих опыт работы.
Есть ещё способ увеличить число сдающих естественнонаучные предметы. «Если бы у нас с 9-го класса, как в советское время, все сдавали экзамены по математике, химии и физике, то к концу школы желающих сдать ЕГЭ по ним было бы гораздо больше, — уверен Рукшин. — Чтобы дети втянулись в экзамены, надо их приучать с детства».
Личный опыт
Надежда Уварова, мама выпускницы 2023 г.:
— Моя дочь Карина — выпускница 11-го класса обычной школы в Челябинске. В её аттестате две тройки — по химии и физике, но мне не стыдно. Она не обивала пороги учителей, чтобы выпросить пересдачу и исправить балл. У неё не было углублённого изучения английского, разделения на профили или сильных учителей-предметников, подготовивших золотых медалистов. Таких школ и выпускников в России большинство.
Дочь не хотела участвовать в предметных олимпиадах, и её никто не заставлял. Она мечтала не о 100 баллах на ЕГЭ, а о том, чтобы просто сдать, пусть на 50–70 баллов, и поступить в университет. Пройти в местные вузы с такими результатами вполне реально.
Учителя пугают детей, настойчиво советуя обращаться к репетиторам. Но если ребёнок не рвётся в лучшие вузы страны, где проходной балл под 300, то можно обойтись без бешеных трат. Так, один из ведущих вузов Челябинска — ЧелГУ — при средней стоимости 135 тыс. руб. в год при хорошей сумме баллов ЕГЭ даёт скидку до 50%. 67 тыс. в год — не такие уж большие деньги, репетиторы дороже обойдутся.
Моя дочь всё сдала. И пусть её баллы средние по стране (от 63 до 73), и она, и я довольны. Мы не угробили её здоровье и нервную систему бесконечной подготовкой, не слили семейный бюджет на репетиторов. А после экзаменов счастливые побежали по магазинам покупать моей выпускнице подарки за успешное окончание школы.