От сказок к «Тихому Дону». Педагог рассказала, какие книжки читать детям

Вероника Такмовцева / АиФ

Продолжается Всероссийский онлайн-проект «Код искусства», где бесплатное обучение в области живописи, литературы, кинематографа могут пройти все желающие. Содержание связано со школьной программой, но будет интересно и полезно также студентам и педагогам, родителям, всем интересующимся искусством. Сейчас стартовали лекции по архитектуре. Недавно вышел новый обучающий модуль по литературе (платформа «Учитель.Club»), лекции можно посмотреть и в записи.

   
   

Как приучать детей к чтению, какие книжки выбирать и нужна ли классика? Об этом aif.ru рассказала преподаватель русского языка и литературы, создатель онлайн-школы Виктория Алексеева.

Сказки плюс театр

Юлия Борта, aif.ru: — Виктория, как привить ребенку любовь к литературе, обязательно ли начинать с классики?

Виктория Алексеева: — Если мы говорим о младшей школе, я не вижу разницы в том, читаем ли мы что-то всем известное, как например, сказки Пушкина, или же читаем современные произведения, которые детям тоже очень нравятся. Здесь главная задача— увлечь ребенка чтением, сделать так, чтобы он хотел идти в библиотеку. Тут отдельно хочется отметить, что во всех городах, как крупных, так и маленьких, открываются замечательные библиотеки, куда стоит отвести ребенка, показать ему, как там все устроено. Еще лучше, если библиотека есть при школе. Тогда ребенок может без помощи взрослого сходить туда и взять книгу, которая ему интересна.

Обязательно нужно помогать ребенку читать книги вслух, даже если он уже сам хорошо читает. Это невероятная помощь в установке контакта с книгой. Важно, чтобы те книги, которые он берет в библиотеке, были реально им прочитаны.

 А какие именно книги следует читать маленькому ребенку?

   
   

— Мы все включены в культурный код. Если ребенок не будет знать сказки Пушкина, ему будет неизвестно очень многое из современных реалий. Поэтому я бы сказала, что есть набор обязательных произведений, которые ребенок должен знать. Это наши русские народные сказки, это уже упомянутые сказки Пушкина, сказки Шарля Перро, братьев Гримм. Также я бы посоветовала ходить с ребенком в театр, сравнивать постановки с прочитанными произведениями, потом возвращаясь домой перечитывать их, искать новые интересные слова.

Учиться задавать вопросы

— Что важно знать и уметь ребенку в средней школе в плане чтения, языка?

— В средней школе необходимо обязательно научиться с ребенком анализировать текст. Каков замысел автора? Почему какой-то текст написан от первого лица, а какой-то — от третьего? Что значит имя героя? Что значит пейзаж? Нужно медленно и вдумчиво читать, задавать острые вопросы. Когда ребята классу к 7 к этому привыкнут, можно устраивать конкурс на самый неожиданный, острый и интересный вопрос. Медленное вдумчивое чтение дает гораздо больше пользы, чем изучение биографии автора, чтение по ролям или абстрактные ответы на вопросы.

В средней школе такую работу можно проделывать и с классикой, и с современной литературой. Я бы начинала с классики и доходила до современности, класса до восьмого программа это позволяет. В таком случае ребята действительно видят классику в нашей современной жизни, и это делает её более интересной.

Зачем читать «Тихий Дон»?

— А что считаете важным в старшей школе?

— Если мы говорим о старшей школе, нельзя забывать, что часть детей сдают ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Это накладывает определенную специфику на изучение текстов. Тут классика является ведущей литературой.

В 10 и 11 классах программа сильно перегружена, в ней присутствует очень много больших текстов. Нужно ли чтение этой классики? Конечно, нужно. Я бы хотела сослаться на слова Татьяны Владимировны Черниговской (известный учёный-биолог, лингвист, специалист в области проблем мозга, познания, профессор, академик РАО — прим. ред.), которая говорит о том, что можно посетить огромное количество бизнес-тренингов, прочитать огромное количество бизнес-книг, и это не даст предпринимателю ничего для внутреннего развития, тогда как вдумчивое чтение классической литературы развивает наше сознание гораздо быстрее. Медленно, внимательно, вдумчиво читая, мы развиваем сознание, учимся лучше понимать себя. Через какой еще текст, кроме «Тихого Дона», например, можно поговорить о собственном теле? Да, эта тема жестко табуирована в школе, о ней так легко не поговорить, и здесь учитель должен иметь какое-то внутреннее нравственное мерило, которое позволит ему вообще завести этот разговор. Но именно этот текст для многих ребят станет откровением, если не побояться и не сделать из него какую-то скучную выжимку общих идей.

Поэтому чтение классики нужно для нашего сознания, нужно, чтобы мы понимали, кто мы, что такое русская литература и русский национальный характер. С одной стороны, это избитое выражение, а с другой, оно не потеряло свой смысл.

Конечно, замечательно, если наши дети при этом еще читают современную литературу. Сегодня есть огромное количество потрясающих поэтов, писателей, драматургов. Если мы объясним подростку, что большинство образов и тем уже поднимались писателями ранее и научим соотносить то, что мы видим на сцене или в книге, с текстами прошлого, мы сделаем огромное дело для наших детей. Поэтому важно читать и классику, и современную литературу, и при этом честно и откровенно разговаривать с детьми.