От чего поумнели дети. В системе образования Москвы произошёл прорыв

Артем Житенев / РИА Новости

Если судить по данным сухой статистики, московские дети за эти годы резко поумнели. Например, столичные выпускники-2016 (а это 7,2% от всех российских 11-класс­ников) составили почти 20% 100-балльников по ЕГЭ. Или из 18 медалей, завоёванных Россией на международных предметных олимпиадах в этом году, 50% принесли москвичи. И доля выпускников, не сумевших сдать хоть один ЕГЭ, снизилась втрое, а 90% сдали базовую математику на 4 или 5. Но на самом деле за этими отрадными цифрами стоит долгая, сложная и кропотливая работа учителей, директоров и властей города.

   
   

Безусловные достижения

«Реконструкция образовательной системы, которая произошла в последние годы в Москве, абсолютно себя оправдала, - объясняет Мария Лазутова, председатель Комиссии Общественной палаты Москвы по образованию, науке и культуре. - И то, что это было сделано вовремя, не вызывает сомнений. Сегодня уже можно говорить о том, что благодаря всем изменениям система образования города стала абсолютно прозрачной, а результаты, которые она показывает, выше по всем направлениям. Самое интересное, что, какой бы показатель мы сейчас ни взяли, скажем, качество образования, или работа с кадрами, или создание цифровой образовательной среды, мы видим не только рост, но и некую условную точку, которая определяет следующую ступень развития. А это, поверьте моему большому опыту, очень важный и чрезвычайно серьёзный показатель того, что все преобразования сделаны в правильном направлении. То есть все части образовательного процесса и весь он в целом имеют прекрасно просматриваемое будущее. Я, человек с большим жизненным, профессиональным и государственным опытом, точно скажу, что это безусловное достижение всей системы московского образования».

Сегодня в столице более 1,37 млн маленьких горожан получают дошкольное, общее и среднее профессиональное образование. При этом бюджетное финансирование системы образования за последние 6 лет увеличилось в 1,5 раза. Благодаря столь внушительным финансовым вложениям качественно укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, проведён капитальный и текущий ремонт на более 4 тыс. объектов. Школы получили современное техобеспечение: 354 тыс. компьютеров и планшетов, 17 тыс. интерактивных досок. 

Увеличение финансирования в сочетании с рациональным подходом к использованию кадровых ресурсов дали значительный рост заработной платы педагогов. С 2010 г. средняя зарплата учителя в Москве выросла почти вдвое - с 39,2 до 76,2 тыс. рублей в месяц. 

«Сегодня как никогда в России обострена кадровая проблема. Но Москва сумела поставить во главе всех значимых реформ именно кадровую проблему, а это показывает эффективность работы системы, - продолжает М. Лазутова. - Сегодня в Москве и, в частности, в системе образования мегаполиса появилась масса эффективных руководителей, а также их заместителей. Эти умелые управленцы создают вокруг себя профессиональные команды, что чрезвычайно важно в условиях, когда образовательные организации укрупнились, вбирая в себя коллективы нескольких школ и детских садов. Коллективы получаются разноплановые, разноформатные, но появление таких профессиональных кадров позволяет умело и безболезненно объединять педагогов, подтягивая их уровень до самых высоких стандартов».

Столица отличников

Укрупнение школьных комплексов позволило увеличить число образовательных профилей (если в 2010-м только 1% учебных заведений имели более трёх профильных программ, сегодня такой выбор предлагают 96% школ!). Положительно зарекомендовала себя и новая система финансирования, когда бюджет образовательной организации зависит от количества выбравших её учеников. Благодаря системе нормативно-подушевого финансирования у каждого учебного заведения появились возможности, которые прежде были прерогативой нескольких десятков элитных гимназий. Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что Москва сегодня может по праву носить звание столицы отличников. Ведь участвовать и побеждать в олимпиадах, которые впоследствии дают возможность приоритетного поступления в институт, возможно учась в любой школе. И уже четвёртый год первый этап Всероссийской олимпиады школьников проводится в каждой московской школе. 624 образовательные организации гордятся наличием среди учеников победителя или призёра данной олимпиады. А это почти 100% средних учебных учреждений Москвы! 

Итоги ЕГЭ демонстрируют победу столичной системы образования. Количество детей, набравших по результатам трёх ЕГЭ 220 и более баллов (такой результат обеспечивает беспроблемное поступление на бюджетное место в хороший вуз. - Ред.), увеличилось за 6 лет с 14,3 до 31%, то есть вдвое. 

   
   

От первого лица

Марина Иванова, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- Оглядываясь назад, поражаешься, как же много изменений произошло за последние 6 лет! 

Разительно похорошел в целом весь город, а система образования Москвы вообще переменилась радикальным образом, став максимально эффективной и удобной как для педагога, так и для школьника. Сегодня всё построено так, чтобы проблемы решались в интересах ребёнка. А главным в системе образовательных координат стал маленький москвич-ученик и его семья. Сложно перечислить все результаты, которые мы получили от реформ. Школа не только место, где дети получают знания, - это ещё и досуговый центр для маленьких москвичей. Ведь в каждой из них открыто огромное количество кружков, которые позволяют ребёнку заниматься всем, что ему интересно. 

Не забыты в реформаторском пылу и учителя. Я много общаюсь с педагогами в регионах и вижу, насколько комфортнее и приятнее в сравнении с ними стала жизнь их столичных коллег. Сегодня каждый образовательный комплекс Москвы имеет необходимую самостоятельность. Такая политика позволяет директору рачительно и с умом тратить выделяемые средства. В результате педагоги стали получать конкурентоспособные на рынке труда зарплаты, а профессия учителя в российской столице вновь стала уважаемой и желанной. Недаром же на рынке труда почти не появляется педагогических вакансий. Это отрадно и приятно. Хорошо бы, чтобы московский опыт эффективной организации образовательного процесса смогли перенять и другие регионы России.