Оцени себя сам. В Москве заработал новый онлайн-сервис для школьников

Провести «личное тестирование» можно в любой момент и с любого гаджета. © / Марина Набатникова / АиФ

Сколько работ? 

На мониторе компьютера появляется диаграмма с результатом - 90% правильных ответов. Это Демид Щетинкин, ученик 10-го класса школы № 1259, завершил международный тест по оценке своих естественно-научных знаний. 

   
   

Он учится в лицейском классе, где химия и биология - профильные предметы, и захотел посмотреть, каков его уровень знаний, если применить критерии международных оценок.

«Думал, - говорит, - что в этой работе будет больше теоретических вопросов, а тут одни примеры жизненных ситуаций. Почему тесто поднимается? Почему нужны линзы большого диаметра, чтобы увидеть тусклые звёзды? Это было неожиданно, но интересно. Сразу понимаешь, где применимы твои знания».

В сервисе, который с 27 октября открыт для каждого московского школьника, пока более 300 работ для оценки знаний - предметных и метапредметных, а также предпрофессиональных. Последняя категория - это московское ноу-хау для диагностики знаний учеников медицинских, инженерных, кадетских классов. 

Есть работы, ориентированные на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, а также задания из международных исследований. Уже к концу года количество работ, доступных в сервисе, должно увеличиться до 1000. Помимо итоговых появятся и тесты для оценки текущей успеваемости учащихся старших классов.

Осознанно и без стресса

«Когда в прошлом году мы запускали независимую диагностику у себя, - рассказывает Павел Кузьмин, руководитель Московского центра качества образования, - нам говорили, что никто не пойдёт. А по факту в прошлом году её прошли 30 тыс. человек. Это были и школьники, и их родители, даже бабушки и дедушки».

Но та независимая оценка направлена исключительно на подготовку к ЕГЭ: даются не только соответствующие тесты, но и моделируется атмо­сфера - рамки металлоискателей, шкафчики для личных вещей… 

   
   

Сервис «Мои достижения» - логичный следующий шаг в этом направлении. Оценить свои знания в нём также могут не только сами ученики, но и их родители, и даже учителя. Таким образом, по мнению Павла Кузьмина, в столице формируется культура независимой оценки.

«Сейчас родители, приходя домой с работы, обычно спрашивают у ребёнка: «Ну что? Какие оценки ты сегодня получил?» Наша система, надеюсь, будет формировать иной диалог между родителями и детьми. Они начнут задавать другой вопрос: «А какие у тебя проблемы?» - объясняет он.

Максим Нордас, председатель управляющего совета школы № 1259, говорит, что в его семье общение с дочерью строится именно так. Но и ему новый электронный сервис пришёлся по вкусу. Вот почему:

«Я увидел несколько важных моментов в этой системе.Во-первых, это антистресс, потому что система не ставит оценок, только анализирует, на какие вопросы ребёнок ответил правильно, на какие - нет. И на основании этого он сам уже оценивает свои знания. Во-вторых, комфорт, поскольку проверить себя можно дома. В-третьих, она формирует осознанный подход к проверке знаний. Ведь уже нет смысла списывать, а надо быть честным с самим собой».

С системой tet-a-tet

Кроме того, все работы делаются анонимно, и это тоже важно. Старшеклассники, узнавая о новом сервисе, именно это сразу и спрашивают: а могут ли в школе узнать результаты тестов? Могут. Но только если они сами этого захотят и покажут учителю распечатанный из системы сертификат.

Личный кабинет, конечно, заводится. И для входа в систему требуется один раз ввести кваркод, а далее доступ возможен с любого гаджета. Но всё это исключительно для удобства учеников. Ведь личный кабинет - это возможность увидеть и проанализировать не одну, а много работ, выполненных в разное время, и тем самым оценить свои знания более основательно. Для этого предусмотрены графики и диаграммы, которые строятся автоматически и по разным параметрам - времени оценки, предметам и пр. Однако ни имени, ни фамилии, ни школы  ученика, ни каких-либо иных персональных данных при этом не требуется.

Система эта для школьников, а не для учителей или Департамента образования, настойчиво повторяют её создатели. 

До того, как сервис запустили в открытом доступе, его опробовали директора школ, учителя, родители. Московский центр качества образования получил более 40 предложений от них по усовершенствованию. Над некоторыми разработчики уже трудятся. Обещают добавить, к примеру, некоторые функции, удобные для детей с ограниченными возможностями здоровья, - увеличение шрифта, включение аудиокомментариев.

Школа № 1259, где многие ученики уже выполнили по несколько работ, стала одной из базовых при внедрении сервиса. Её директор Ольга Круглова считает, что он повысит мотивированность ребят. «Мы сейчас ставим задачу так: ребёнок должен быть успешным. Во всех предметах это невозможно, но в тех, что ему интересны, - необходимо. Тогда он начинает себя чувствовать комфортно и на других уроках, у него появляется мотивация к учёбе в целом. Сервис «Мои достижения» в этом смысле помощник. Ребёнок с его помощью может понять свой уровень и, как говорят дети, подтянуться», - поясняет она.

По-русски - сложно!

В принципе Интернет уже давно пестрит всякого рода тестами. Зачем понадобилось создавать новый сервис? 

Как объясняют в Московском центре качества образования, огромное количество этих так называемых проверочных работ не соответствует требованиям педагогических измерений. Кроме того, подавляющее большинство их построено на выборе правильного ответа из нескольких предложенных. В немногих допускаются  краткие ответы, сформулированные самим учеником. Но возможности дать собственный развёрнутый ответ нет вообще.

«Развёрнутый ответ - это очень сложная задача, - говорит Павел Кузьмин. - Тем более если ответ на русском языке». 

Пока ещё не создана такая система, которая могла бы сама оценить такие ответы, данные по-русски. Поэтому создатели городского сервиса воспользовались уже наработанным в Москве опытом удалённой апелляции на ЕГЭ: проверяют ответы высококвалифицированные эксперты. Свои ошибки ребёнок видит и может записаться на онлайн-консультацию. Эксперт объяснит ему каждую из них, если работа проверена, или вообще проверит её на глазах у ученика.

Правда, создатели и разработчики сервиса пока ещё не понимают, как велика будет потребность у московских школьников в общении в режиме «ученик - эксперт», и потому ввели запись на консультацию или оценку работы. Но обещают, что ждать долго не придётся. Пока на проверку развёрнутой части работы отводится 3-5 дней. А вообще задача ставится - «укладываться» в 3 дня, не более.

Кстати

Поскольку сервис «Мои достижения» разработан по заказу центра, созданного Департаментом образования столицы, то и требования СанПиН для него закон.

По прошествии определённого промежутка времени, когда ребёнку требуется сделать перерыв при работе с компьютером, на мониторе появляется гимнастика для глаз. И обойти её невозможно!