Необходимо профессионально учить на предпринимателей
Сегодня трудно представить более противоречивую категорию в российском образовательном пространстве, чем предпринимательство. С закатом НЭПа в конце 20-х годов прошлого века и до перестройки частная торговля и бизнес были под запретом. Но на рубеже 80-х — 90-х сначала по факту, а потом и формально предпринимательство было легализовано.
В экономически развитых странах обучение предпринимательству уже давно стало повседневным явлением. Этому обучают в университетах, на программах бакалавриата, магистратуры, в колледжах и школах. Но этому предшествовал длительный процесс экспериментов и изменений в подходах к бизнес-образованию, который занял более ста лет.
В России же необходимость профессионально готовить предпринимателей в высших учебных заведениях пока воспринимается как нечто необычное. Это прежде всего заметно по количеству вузов. В России их насчитывается около 10. Тогда как в Германии существует более 30 университетов и бизнес-школ, специализирующихся на бизнес-образовании, в Великобритании — более 50.
Существенные технологические преобразования затронули все отрасли экономики. Поэтому современные студенты изучают специфические инновационные компетенции, которые позволили бы им быть лучше своих потенциальных соперников.
В том году правительство России поручило Минобрнауки разработать нормативную базу, чтобы приравнять стартапы в сфере технологического предпринимательства к выпускной квалификационной работе студентов.
Удачные стартапы в качестве дипломов
Как считают специалисты, для развития технологического предпринимательства вузы не нуждаются в каких-то особых стимулах со стороны органов управления образованием. Развивать и совершенствовать обучающие программы — это естественная потребность любого нормального вуза.
В прошлом году в университете была открыта мультидисциплинарная «Студия предпринимательства», в которой участвуют все студенты факультета предпринимательства, как бакалавры очники и заочники, так и учащиеся колледжа. На Synergy Startup Weekend студенты могут придумать бизнес-идеи и создать первые прототипы. После этого студенты могут прийти в «Студию предпринимательства», чтобы доработать свои проекты. В «стартап-песочнице» идеи доводятся до логического завершения, а в бизнес-инкубаторе реализуются на практике. Проекты отслеживаются опытными наставниками, а студенты получают профессиональную поддержку.
«Неудачный опыт позволит студенту в дальнейшем избегать многих ошибок, которые, к сожалению, преследуют плохо обученных предпринимателей на протяжении всей их жизни. Ну а если стартап преуспеет, конечно, мы были бы рады приравнять его к выпускной квалификационной работе, поскольку это реальный вклад не только в реализацию образовательной программы, но и вообще в развитие российской экономики», — делится опытом Юрий Рубин.
Смотрите также:
- Профессор Юрий Рубин: «Предприниматель – это профессия, и ей надо учиться» →
- Экономика знаний. Как система образования меняется в цифровую эпоху →
- Где найти «кластер Хлопонина» →