Белгородский губернатор предложил отменить домашние задания: мол, это травмирует и ребёнка, и родителя. Чиновник считает, что делать все задания надо в школе. А может, не так уж он неправ? Взрослые же не обязаны дома работу доделывать, а дети чем хуже?
Позиция «За»
— Обязательные домашние задания — вещь бестолковая. Согласно психологическому закону, открытому в 1968 г. психологом Ричардом де Чармсом, внешний стимул всегда уничтожает внутреннюю мотивацию. Если человеку что-то интересно делать, а ему за это ставят оценки, то внутренний мотив сразу исчезает. То есть любая обязаловка отвращает от дела. Ребёнок пытается не выучить ту же математику, а избежать наказания, получить пятёрку и т. д. Кроме того, когда ребёнок выполняет задания без присмотра учителя, то к результату есть вопрос: сам ли это сделал, подсмотрел или спросил у родителей? Вообще, домашние задания — большой соблазн для учителя: ведь то, чему он должен научить на уроке, растягивается, по сути, до бесконечности, а дети перегружены задачами. Доходит до того, что ученикам говорят: это вы сами прочитаете — разберётесь. Учитель фактически снимает с себя ответственность, перекладывая её на родителей, ребёнка.
Позиция «Против»
— Считаю, что домашние задания просто необходимы. 30% знаний сохраняется только благодаря тому, что дети выполняют их. Дома ребёнок вспоминает то, о чём говорилось в школе, активизирует полученные знания. Опять же, выполнение уроков дома приучает к самостоятельности.
Если ребёнок дома старался и у него хорошо получилось, он гордится своим результатом, успехом. А это очень важный элемент мотивации, который необходим в учёбе. Конечно, польза от домашних заданий сводится на нет, если в этот процесс активно включаются родители. Не зная, какую инструкцию давал учитель, мамы и папы начинают собираться в чатах и обсуждать, как кто сделал, у кого правильно. И таким образом только вредят ребёнку, обесценивая его работу.