«На ребёнка реформаторам наплевать». Эксперт о проблемах современной школы

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

«Школу превратили в б­изнес, а детей оболванивают вредо­носными п­рограммами».  

   
   

В этом убеждена д­оцент факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова ­Надежда ­Храмова.

Учить, но не любить?

Юлия Борта, «АиФ»: Надежда Григорьевна, многие ругают нынешнее и хвалят советское образование. А каков ваш взгляд?

Надежда Храмова: В советское время образование было единым и доступным для всех. Музыкальные, хореографические, художест­венные, спортивные школы были созданы именно в советский период. В домах пионеров было такое множество бесплатных кружков, что для того этапа развития общества это было очень высоким мировым уровнем… Сейчас даже фундаментальное образование по выбору. Если вам нужно больше знаний, чем определено вашим профилем, то за это придётся платить. Школьное образование превратили в бизнес-проект. И это самое большое преступление по отношению к молодому поколению, перед культурой нашего народа. Воспитание и образование детей не могут являться бизнес-сферой, это всегда вложения в будущее.

Главным в модернизации школы становится внедрение абстрактных идей-инноваций, которые чаще всего являются абсурдными. При этом на ребёнка многим реформаторам наплевать. У Г­егеля есть известная формула: «­Если факты противоречат моей т­еории, тем хуже для ф­актов». А у нас так: если дети не подходят к программам, которые мы придумали, тем хуже для детей. Дети не понимают, родители чувствуют себя обескураженными, учителя раздражаются и на детей, и на родителей.

– У родителей будущих перво­классников вместе с выбором класса есть возможность выбора программы начальной школы – «Школа России», «­Школа 2010» и другие.

– Выбирать особенно не из чего. Все современные образовательные системы обучения в начальной школе не учитывают природных, психовозраст­ных особенностей детей. Поэтому интерес и мотивация обучения снижаются, а беспомощность и тревожность повышаются. 

   
   

В ребёнка «впихивается» информация, которую он не успевает обдумать, осмыслить и вскоре теряет к ней интерес. А ведь у детей в 7 лет ещё наглядно-образное мышление. Переход к критическому и абст­рактно-логическому мышлению происходит к 12–14 годам. Неужели авторы современных методик это не понимают? Ведь об этом написано во всех учебниках психологии. Дети не понимают цели, учёба их не радует, не приводит в восторг. 

– Да, не знаю детей, к­оторые бы с радостью бежали у­тром в школу…

– Если ребёнок идёт в школу без радости, приходит оттуда с потухшим взглядом – это же явные признаки подавления психики маленького человека, угнетения его познавательной сферы. Что является движущей силой обучения? Это любовь и забота старшего плюс доверие и интерес младшего. А у нас сейчас стали утверждать, что в школе ребёнка любить не о­бязаны.

Агрессия растёт

– От этого и повышенный уровень агрессии учеников и учителей, и трагедии в школах?

– Конечно. Советская школа – это целостная система воспитания человеческого в человеке. А что первое определяет человека? Его сострадание к ближнему. Как это воспитывалось? Детям повторяли: «Вы – один класс, одна команда». Их учили дружить, сильные помогали слабым. Догматика коммунистической идеологии, конечно, присутствовала, но очень отстранённо. Главной же была нравственная составляющая советской идеологии, кстати, мало чем отличающаяся от христианской этики.

– Сейчас, напротив, поощряется конкуренция.

– Специально разрушается заповедь «За други своя». Надо вспомнить, что мы – народ-победитель. Залог наших побед – в сплочённости, в том, что «сам погибай, а товарища выручай». И вот это буквально вышибают из душ наших детей. Началось всё с передач типа «Слабое звено», «Последний герой», подсмотренных на Западе. Сейчас учат работать локтями, предавать.

Чиновники от образования ещё в 1992 г. открыто сказали, что воспитание – это дело с­емьи, а школа только обучает. Очень хитрая и циничная фраза. Отношения «ребёнок – взрослый» – это всегда педагогическая ситуация. Если учитель вообще не обращает внимания на взаимоотношения детей (называется «мне пофиг»), тогда устанавливаются законы джунглей и власть в классе будет захватывать самый грубый, физически сильный, наглый ребёнок. Знаю реальный случай. Шестиклассник написал жалобу на учителя физкультуры, который поставил его на место в ответ на хамство. Недавно назначенный директор школы, испугавшись высокопоставленных родителей, встал на сторону ученика. Хотя от 11-летнего негодяя уже страдали все учителя и одноклассники. Была огромная стопка докладных на него. А уволили хорошего человека… Учитель сегодня поставлен в униженную п­озицию.

Почему же в пореформенной школе наши педагоги, которых уважают на Западе, сейчас не в чести? Это что ж, действует негласная установка: чем ниже будет уровень культуры, тем меньше у этого быдла будет притязаний? А если ещё с помощью непригодных программ свихнём им систему логического мышления, так они и смысла того, что происходит, понимать не будут? Если так, то это и есть интеллектуальный геноцид.

Родительские вопли

– Теперь принято отбирать детей в классы по тестам.

– Нам снова навязывают уже не сословное, но кастовое общество. В дореволюционной России только 2% населения имели возможность получить гимназическое образование. В 1931 г. Сталин подписывает постановление ЦК ВКП(б), смысл которого сводился к возвращению к классической (гимназической) системе обучения – всеобщему элитарному образованию. Была политическая воля, желание дать возможность каждому ребёнку реализовать свой потенциал. История показала, что это было оправданно. У нас Садов­ничий (ректор МГУ. – Ред.) кто? Сын рабочего и колхозницы! Да и многие великие учёные вышли из рабочей и крестьян­ской среды. В ХХ веке, впервые за 500 лет, на базе советского школьного образования было достигнуто технологическое преимущество России во многих отраслях науки и промышленности. И именно это сейчас уничтожается.

– Опять попытка сделать лучшее образование для избранных?

– Возможно, это и есть и­стинная цель реформы российского образования, чтобы исключить моральную ответ­ственность за судьбу «низших слоёв населения», – такое искусственное оболванивание. Если у ребёнка нет умственной отсталости (медицинский диагноз), обучить по правильным программам и методикам можно каждого. Современная же школа стала пространством социального риска для детей, где у ребёнка снижаются не только познавательные, но и эмоционально-волевые способности. Так почему мы хоть и возмущаемся, а всё равно ведём детей в школу? Почему Министерст­во просвещения пренебрегает «воплями» родителей и общественности, на чём играют чиновники от образования? Детям необходима социализация. Немногие решаются сами обучать своих детей, вот и ведут в школу в надежде на лучшее.

Педагогика – это консервативная наука и практика. Менять в ней что-то надо с большой осторожностью. А у нас что творят? О­дно издевательское «ново­введение» за другим, выматывают учителей, третируют директоров, школу постоянно трясёт. Как можно так относиться к самой святой области жизнедеятельности государства?!

Давайте посмотрим фильмы «Доживём до понедельника», «Первоклассница»... В них показана самая чистая, добрая школа в истории человечества. Ситуации, которые сейчас покажутся смешными историями, тогда были вопиющими. Вот на каком уровне порядочности, добро­совестности, ответственности и ч­еловеколюбия была совет­ская школа. Надо возвращаться к воспитанию человеческого в человеке, вернуть учителю статус безусловного авторитета и отменить вредоносные программы обучения.